Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа

Риторика
4 класс

Урок 30. Тема: Говорю, пишу, читаю, слушаю. Речевые жанры

Риторика

 ОБОБЩЕНИЕ

Урок 30.

Тема: Говорю, пишу, читаю, слушаю.

Речевые жанры

Цель:

– Закрепляем понятие о связи речевой ситуации и видов речевой деятельности.

– Подводим итог: собираем репертуар речевых жанров, изученных за четыре года.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

 

Ι. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.

 

 

 

3  3  3

Вступительная беседа. Работа в учебнике.

Задание 238–239.

Схематически показаны виды речевой деятельности (говорю, слушаю и т.д.) и её основные компоненты.

Задание 240.

Все виды речевой деятельности связаны между собой стрелками,

чтобы показать их взаимосвязь: читаю – говорю – слушаю – пишу или пишу – говорю – слушаю – читаю и т.д.

Задание 242–243.

Даётся образец объяснения, как в жизни могут быть связаны разные виды речевой деятельности. По этому образцу дети составляют другие модели этой связи.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

ΙI. Открытие новых знаний.

3 4 6 2 3

Беседа.

Работа по таблице «Слово».

Задача 244–247.

– На рисунке-таблице мы видим крупную надпись: СЛОВО. Все остальные слова так или иначе связаны с ним.

– Найдём группу слов, обозначающих:

1) речевые жанры (предисловие, послесловие);

2) сложные слова с корнем -слов-;

3) само понятие «слово» и уменьшительно-ласкательное образование от этого слова;

4) профессии, связанные с работой над словом (словарник, словесник);

5) речевую характеристику человека – отрицательную и положительную.

– Какие слова вам непонятны? Какие употребляются редко?

– Как вы думаете, для чего, с какой целью даётся в конце учебника

это гнездо слов?

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

 

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и

целенаправленной познавательной деятельности.

 

 

III. Развитие умений. Применение знаний.

1  3  3  2  3

1. Работа в учебнике.

Беседа.

Задание 249–251.

– Какие речевые жанры вы знаете? Назовите их.

– Приведите примеры детских речевых жанров. (Считалки, заклички, кричалки, скороговорки, перевёртыши, загадки-описания...)

 

– Почему пересказы называют вторичными текстами?

– Какие ещё вторичные тексты вы знаете? (Аннотация, предисловие,

послесловие; опорный конспект и др.)

– Можно ли отнести к речевым жанрам такие маленькие жанры, как вывеска, афиша, объявление?

– Какие газетные жанры вы знаете? В чём их отличие?

Диктант – самодиктант (по названиям жанров).

а) Диктуют двое – не по записям, а по памяти.

Записывая, ставят вопросы, если были сомнения в написании

каких-то букв и знаков.

б) Подчёркивают два жанра, которые больше всего нравятся (удались).

 

Резервный материал.

 

Русской речи государь

По прозванию Словарь

Есть волшебная страна,

Что распахнута пред вами,

Та, которая словами,

Как людьми, населена.

 

Утверждать ему не ново,

Как писать какое слово,

Как писать и как читать,

Как с другими сочетать.

 

Правит ими государь

По прозванию Словарь.

И относится он к ним,

Словно к подданным своим.

 

Уважаем государь

По прозванию Словарь,

Даже Пушкин, я об этом

Достоверно говорю,

Не однажды за советом

Обращался к Словарю.

 

Он связует новь и старь,

И тебе всегда как другу

Оказать готов услугу

Русской речи государь

По прозванию Словарь!

(Я. Козловский)

 

 

– Почему Яков Козловский называет Словарь государем?

– Какую услугу всегда готов оказать тебе Словарь, «русской речи государь»?

 

 

 

 

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

 

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать

и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

 

ΙV. Итог урока.

– Что нового узнали сегодня на уроке?

 

 

V. Домашнее задание.

Задание 248.

Можно использовать слова: добрословие, беспрекословно, словечко,

словотворчество, краснословие.

 

 

[ Скачать с сервера (60.0 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.