Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа

Риторика
2 класс

Урок 2. Тема: Чему учит риторика?

Тема: Чему учит риторика?

Цель:

 – знакомим детей с наукой риторикой;

 – показываем значение этой науки;

 – мотивируем изучение риторики в школе.

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

 

Ι. Актуализация знаний.

 

 

 

ΙΙ. Постановка учебной проблемы.

3   3

– Сегодня нам предстоит узнать, чему учит риторика и почему люди изучали эту науку с древнейших времен. Может быть, вы уже знаете что-то о риторике – слышали, читали... Нам всем было бы интересно услышать ваши высказывания на эту тему...

Высказывания детей.

– Ну что ж... Вы правильно подметили, что риторика даёт рекомендации, советы, как лучше говорить, я бы добавила: и слушать, и читать, и писать. Мне понравилась мысль, высказанная М., о том, что риторика учит владеть словом, выбирать самые нужные, самые яркие, самые точные из массы возможных слов.

– Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?  3

 

Познавательные

1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) представлять информацию в виде схемы;

3) выявлять сущность, особенности объектов;

4) на основе анализа объектов делать выводы;

5) обобщать и классифицировать по признакам;

6) ориентироваться на развороте учебника;

7) находить ответы на вопросы в иллюстрации.

 

 

Регулятивные УУД:

1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

Коммуникативные УУД:

1) развиваем умение слушать и понимать других;

2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) оформлять свои мысли в устной форме;

4) умение работать в паре.

 

 

Личностные результаты:

1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

ΙΙΙ. Совместное открытие знаний.

 

 

Работа по учебнику.   1   3   2   4   3

– Теперь посмотрим, что о науке риторике   говорится в учебнике. Откроем учебники на с. 6.

 

– Прочитаем текст, первые шесть строк, сначала каждый про себя, затем вслух.

– О чём говорится в прочитанном тексте?

– Какие вопросы вы поставили к выделенным словам? (Где достигла расцвета риторика? Когда это случилось?)

– Поставьте вопросы к тексту. Один человек говорил, что ум человека больше всего проявляется в умении ставить вопросы. Слушаем...

(Почему в Древней Греции риторику считали очень важной наукой? Или: Почему в Древней Греции риторике учили в школе?)

– В этой школе учили говорить. Прочитаем, что значит это ёмкое слово (по рядам или хором): первую группу слов читаем спокойно, тоном информации, вторую – с чувством убеждённости; третью – хвалебным тоном; четвёртую – с чувством воодушевления, призыва.

– Не всё у нас получилось, но все эти слова и интонация всё же помогли нам понять, что действие говорить можно раскрыть с помощью различных глаголов. Их на самом деле в русском языке гораздо больше, чем указано на этой странице.

– Итак, древние греки учили, прежде всего, хорошо говорить. Но что значит хорошо? Прочитаем продолжение текста.

– Да, если ты хорошо говоришь, то тебя слушают и ты добиваешься своей цели. На с. 7 столбиками даны слова, которые раскрывают значение слова хорошо (говорить – писать).

– Прочитайте каждый про себя, а потом вслух громко, отчётливо ту группу слов, которую вы считаете самой важной, самой   главной.

 

 

Безусловно, это трудная задача, тем не менее в конце концов дети называют группу: искусно, умело, удачногде успешно, в сущности, означает «эффективно», хотя и другие группы оценочных слов тоже в той или иной мере важны для характеристики слова «хорошо».

ΙV. Применение знаний.

Затем ученики хором читают ответ на вопрос, чему учит риторика (он дан на плашке), и письменно выполняют задание 7.

В задании дано начало, с помощью которого дети составляют определение.

Примеры выполнения задания:

Риторика – это наука, которая учит говорить и писать успешно и умело. Риторика – это наука, которая учит говорить свободно, складно и успешно.

 

2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

 

V. Итог урока.

– Что нового мы сегодня узнали?   4

– Что повторили?

 

– Кто или что вам помогло сегодня справиться с заданиями?

– Кто доволен своей работой?

– Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– Кто получил сегодня отметку? За что?

 

 

 

ТООУ

 

Духовно-нравственное воспитание осуществляется на протяжении всего урока, т.к. обучение словесной вежливости связано с воспитанием общей культуры поведения, формированием доброго, уважительного отношения людей друг

к другу.

 

Деятельность учеников:

– давать определение риторики как науки, которая учит успешному общению.

[ Скачать с сервера (50.0 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.