Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа

Риторика
4 класс

Урок 29. Тема: СЛУЖБА НОВОСТЕЙ Хроника. Информационная заметка. Подпись под фотографией.

Риторика

 РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ

Урок 29.

Тема: СЛУЖБА НОВОСТЕЙ

Хроника. Информационная заметка. Подпись под фотографией.

Цель:

– Раскрываем особенности хроники как речевого жанра (как газетного информационного жанра), формируем умение

самостоятельно создавать хронику.

– Определяем вместе с учащимися жанровые признаки информационной заметки, учим самостоятельно создавать информационную заметку.

– Знакомим детей с необычным (поликодовым) текстом, его особенностями.

– Учим детей подписывать фотографии.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

 

Ι. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.

 

 

 

3  3  3

Вступительная беседа.

Задание 202.

Чтобы учителю легче было объяснить значение слов, данных в задании, приведём определения этих слов из «Словаря иностранных слов»:

Хроника – 1) распространённая в Средние века хронологическая запись событий, летопись; 2) в современной печати – отдел сведений из текущей местной жизни; 3) в кино – фильм, содержащий снимки из текущей жизни.

 

Хроникёр – сотрудник газеты, доставляющий материал для хроники.

Хронист – составитель средневековых хроник.

Хронограмма (греч.: chronos – время + gramma – запись) – латинский стих, в котором римские «числительные» заглавные буквы подобраны так, что сопоставление их образует цифру года того события, к которому относится стих.

Хронограф (греч.: chronos – время + grapho – пишу) – памятник древней письменности, представляющий собой сводный обзор всеобщей истории на основе библейских текстов и византийских источников.

Хронологический – построенный в порядке последовательности событий во времени.

Хронология (греч.: chronos – время + logos – наука, учение) – в исторической науке перечень каких-либо событий в порядке их последовательности во времени; установление даты событий, времени появления документов.

Хронометр – 1) переносные точные астрономические пружинные часы; 2) карманные часы с особо точным ходом.

Хронометраж – изучение продолжительности трудовых процессов (каждой отдельной операции) при помощи секундомера.

Хроноскоп – прибор для измерения чрезвычайно малых промежутков времени, до одной тысячной доли секунды.

 

Далее учитель вместе с учениками читает теоретические сведения о происхождении слова «хроника».

 

Возможный вопрос:

– Как вы думаете, что такое хроника, в чём её особенность?

Учащиеся отмечают, что хроника – это короткие сообщения о том, что произошло или произойдёт.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

 

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

ΙI. Открытие новых знаний.

3 4 6 2 3

Задание 203.

Выполняя эту задачу, учащиеся отмечают, что в хронике нет вступления и заключения, а есть только основная часть.

Задание 204.

Приведённые выше хроники (в задачах 202, 203) также помогут выполнить эту задачу. В результате выполнения этой задачи ученики приходят к выводу, что хроника – малый газетный жанр. В ней сообщается, что, где, когда произошло.

– Итак, мы с вами уже выяснили основные особенности информационных газетных жанров, узнали жанровые признаки хроники, а сегодня нам предстоит определить характерные черты следующей разновидности газетных информационных жанров – заметки.

Задание 211.

Ученики вместе с учителем анализируют схему «Газетные информационные жанры», определяя характерную особенность заметки: в ней не просто сообщается о событии, но и оценивается это событие, автор может высказать своё отношение к событию.

Беседа.

Задание 225.

– Конечно, вторая подпись представляет собой текст. Первая – лишь

название рыбы, заголовок (Дюгонь).

– Если я знаю эту рыбу, мне развёрнутая подпись не нужна, а вот...

– А вот если первый раз встречаюсь с рыбой дюгонь, мне интересно, что это за рыба, почему это о ней появилось сообщение в газете.

– Что же мы узнали из этой подписи к фотографии?

– Оказывается, есть рыбы, которые прочищают каналы, в которых быстро растут разные травы и водоросли. Эти рыбы – каждая из них – съедают до сорока килограммов растений.

– Хорошее дело делают дюгони! Нужен ли здесь этот текст – подпись под фотографией?

– Конечно, нужен, но нужна и фотография. Я бы не мог представить

себе рыбу дюгонь без фотографии.

– Да, ребята, оба эти компонента нужны. Только вместе они дают читателю нужную полную информацию.

– Значит, есть тексты (продолжите сами), в которых для передачи информации нужны и слово, и фотография. Мы будем называть их необычные тексты.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и

целенаправленной познавательной деятельности.

 

 

III. Развитие умений. Применение знаний.

1  3  3  2  3

Работа в учебнике.

Задание 205.

Учитель вместе с учениками анализирует объём хроник, чтобы убедиться в том, что хроника – самый малый газетный жанр.

Отвечая на вопросы, данные после задачи, необходимо обратить внимание школьников на то, что в этом жанре большое место занимают имена собственные и числительные. Например:

С пятого по восьмое февраля в Москве будет проходить выставка художника Ильи Глазунова.

 

Эта хроника состоит из 13 слов, из которых 2 слова – числительные,

3 – имена собственные.

В конце работы учитель может сделать обобщение:

– Для хроники характерен «сухой» («телеграфный») стиль, исключительная краткость. Сообщение об определённых фактах раскрывается всего в нескольких строках. При этом, как правило, факт излагается без подробностей и деталей и, конечно, без комментария.

 

Задание 212.

Школьники подбирают однокоренные слова: отметить, подметить, приметить, пометить, примечательный, замечать, отмечать, заметный и т.д.

 

Задание 213.

Сравнение хроники и заметки на одну тему позволит учащимся лучше увидеть жанровые отличия хроники от заметки.

Ученики отмечают, что в заметке не только сообщается о том, что состоялся концерт Е. Нестеренко, но и рассказывается, как он проходил; оценивается, как выступал артист. Автор заметки делится своими впечатлениями от концерта. Для облегчения задачи можно предложить школьникам найти (назвать) слова, выражающие авторскую оценку события:

Любимейший, с огромной отдачей, блестяще сыграны, и какие!.., «выложился», словно сдавал какой-то жизненно важный спектакль, пел... ничуть не щадя ни голоса, ни сил!

 

Задание 214.

Чтобы ребята поняли, что газетные информационные жанры недопускают употребления слов, не соответствующих газетному стилю, что в газете нельзя использовать жаргонизмы, слова из молодёжного сленга и т.д., им предлагается исправить стилистические недочёты в заметке.

– Какие слова неуместно употреблены в заметке?

– Девицы, прикид, отпад, клёво.

– А в какой ситуации, кому, где так можно было бы рассказать о дискотеке?

– Друзьям, одноклассникам, в разговоре с ровесниками; таким образом поделиться своими впечатлениями о прошедшей дискотеке можно только со своими сверстниками.

Учитель делает вывод:

– Конечно, эти слова не следует использовать в газетном сообщении, ведь они относятся к молодёжному сленгу, любой газетный материал должен быть написан литературным языком, отличающимся нормированностью и строгим отбором языковых средств.

Для редактирования заметки ученикам отводится несколько минут.

Затем 2–3 полученных варианта зачитываются в классе.

Задание 215.

Ребята отвечают, что в заметке говорится о спектакле «А чой-то ты

во фраке?». Они находят предложения, в которых указывается, что, где, когда произошло:

– Что?

 

– Прошёл спектакль «А чой-то ты во фраке?».

– Где он прошёл?

– В театре «Школа современной пьесы».

– Когда?

– 14 января.

– Своё отношение к сообщению автор выражает в следующих словах:

...успешно прошёл, ...популярные актёры, ...в одном из самых скандальных спектаклей, ...демонстрируют свои многообразные таланты, ...сложнейшие оперные речитативы, поражая смелостью даже опытных певцов.

Особенно отличилась Любовь Полищук.

Задание 216.

Сравнивая текст этого задания с предыдущей заметкой, ученики понимают, что данный текст относится к жанру хроники. Школьники видят, что эти два текста сообщают об одном и том же, но по-разному.

Ученики подчёркивают, что в заметке хорошо видно отношение автора к спектаклю. Он не только говорит о том, что прошёл спектакль, но и оценивает игру актёров; оценивает то, что они делают на сцене.

Задание 217.

В этой заметке говорится о том, что в сотый раз был сыгран спектакль «Где найти Алису?» в театре «Эрмитаж». Учащиеся достаточно легко могут найти слова, которые выражают отношение автора к описываемому событию:

 

... таинственное и необъяснимое представление для детей...

... талантливым Михаилом Левитиным...

... чудесной сказки...

... прекрасно играла Ирина Богданова.

 

В конце работы учитель может сделать обобщение:

– Итак, мы увидели, что заметка более подробно, с деталями рассказывает о событии. В заметке можно увидеть отношение автора к описываемому факту. Хорошо, если заметка эмоционально окрашена, написана «с душой», страстно. Читатель обычно очень тонко чувствует отношение автора к материалу. Сопереживание всегда усиливает воздействие заметки. Информационная заметка не терпит общих фраз, словосочетаний, ставших штампами и шаблонами.

И ещё. Как вы думаете, интересно будет читать заметку, в которой очень часто используются непонятные профессиональные термины, диалектные слова, аббревиатуры и т.д.?

Учащиеся отмечают, что, если в тексте заметки много непонятных слов, она неинтересна. Диалектные слова не все и не всегда известны любому читателю. Мы не всегда знаем, как расшифровываются те или иные слова.

– Конечно, нельзя перегружать текст профессионализмами, диалектизмами, сложносокращёнными словами, аббревиатурами.

Таким образом, форма (язык и стиль) заметки должна сделать содержание ярким, понятным, привлекательным, легко воспринимаемым.

 

Задание 218.

Ребятам необходимо придумать продолжение заметки по предложенному началу. Помогут это сделать рисунки, на которых изображены те мероприятия, которые возможны при проведении недели риторики. Если школьники хотят написать о чём-то своём, то это даже хорошо. Рисунки – лишь подсказка. Учитель должен это объяснить учащимся.

Во время недели риторики в школе проходили конкурс чтецов, конкурс ораторов и т.д.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Задание 225.

– На фотографии девочка с двумя собачками. Девочка маленькая, ей

лет пять-шесть. Из текста мы узнаём, что произошло, чем прославилась Обри (кстати, ей не пять-шесть, а три года).

– Обри искали все, кто мог, четырнадцать часов, даже патрульный вертолёт. А спасли малышку эти две собаки – мы их видим на фотографии. Они как бы прикрыли собой девочку, согревая её под бесконечным дождём, который шёл с ночи.

– Интересный текст?

 

– Я согласна, интересный. А что бы он потерял, если бы не было фотографии? Мы бы не могли представить себе эту малышку и этих обыкновенных, но очень умных и добрых собак.

– Да, и видно, как они дружат...

– Мы получили бы меньше информации. Как же мы назовём такой текст, который состоит из ... из двух частей: словесного текста и фотографии?

– С чем вы знакомитесь раньше? Поднимите руки, кто вначале рассматривает снимок, а потом читает текст?

– Да, я согласна. Часто бывает так: нас заинтересует снимок, и мы начинаем читать текст, чтобы выяснить детали, понять главное.

– К этому тексту можно было поместить две-три фотографии: один – снимок с поискового вертолёта. Второй – встреча Обри с родителями. Третий - родителей с собаками.

– Иначе текст можно озаглавить так: «Собаки спасают Обри», «Если бы не патрульный вертолёт...», «Неразлучные друзья»...

Задание 227.

На своей фотографии Л.Н. Толстой отметил: кто фотографировал

(«сам себя снял»), где (В Ясной Поляне), год (1862), кто изображён (граф Л.Н. Толстой).

– Кто изображён, когда, где, что обычно фиксируют на фотографии для памяти. Глядя на эти записи, человек легко вспоминает историю снимка, себя, каким он был в это время. Семейные фотографии – это рассказы о семье, это её история. Для нас из надписей на этой фотографии ясно, что фотографировал себя Толстой, когда создавал «Азбуку» (в 1862 году ему было 34 года).

– Значит, такие надписи очень важны.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

 

 

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать

и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

 

ΙV. Итог урока.

– Что нового узнали сегодня на уроке?

 

 

V. Домашнее задание.

Задание 228–229.

Без текста эта фотография рисунка художницы была бы мало понятна. Текст носит комментирующий характер. Читателю становится ясно, почему главный персонаж рисунка поставлен на карандашные ходули.

– Найдите строки, в которых об этом пишет сама художница.

– Словесная часть текста помогает нам понять замысел художницы.

А без самого рисунка никакие комментарии художницы не помогли бы нам так точно представить его.

Задание 230.

Снимок: я, маленький, в коляске. 1990 г. Подмосковье. Фотографировал папа.

Папа очень гордился этой фотографией: это была его первая удачная

работа. А мама говорила, что дело не в фотографии, а в том, что в то время, когда я был маленьким, я много улыбался. А у вас (у тебя) есть такие фотографии? Опишите их.

 

 

[ Скачать с сервера (86.5 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.