Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа

Риторика
4 класс

Урок 28. Тема: СЛУЖБА НОВОСТЕЙ Газетная информация. Факты, события и отношение к ним. Информационные жанры.

Риторика

 РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ

Урок 28.

Тема: СЛУЖБА НОВОСТЕЙ

Газетная информация. Факты, события и отношение к ним. Информационные жанры.

Цель:

– знакомим учащихся с особенностями газетной информации (даём понятие о «газетной информации»);

– показываем различные виды газетной информации (по значению);

– даём понятие о двух видах информации (логической и эмоциональной);

– знакомим учащихся с газетными жанрами, даём понятие об информационных и неинформационных жанрах, определяем характерные особенности газетных информационных жанров.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

 

Ι. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.

 

 

 

3  3  3

1.     Проверка задания.

Ответы учеников:

– Я заметил, что на первой странице – рассказы, ребусы, анекдоты, письма читателей. Это как бы для развлечения читателей.

– В центральной части газеты, как мне кажется, пишут об актуальных вопросах школьной жизни, здесь можно найти также сообщения о праздниках культуры и искусства, о выставках, о спорте и т.д.

– На второй и третьей страницах помещаются сообщения Агентства

Юнпресс.

 

2.     Чтение диалога Риторика и Оли.

Ученики объясняют, как они поняли, что такое газетная информация, в чём её особенность.

3.     Вступительное слово о происхождении слова «газета».

– Происхождение слова «газета» принято вести от наименования серебряной венецианской монеты чеканки 1538 года. За такую цену жители Венецианской республики могли приобрести листок непериодических новостей, которыми специальные информационные бюро снабжали потребителей.

Минуло сто лет – в 1631 году в Париже начало выходить еженедельное периодическое издание под руководством медика Т. Ренодо. На его титульном листе значилось Gazette – это слово с течением времени превратилось из существительного собственного в нарицательное – наименование типа периодических изданий. Правда, во многих западных странах газеты в наше время чаще именуются словом journal, что значит «ежедневник» или «дневник».

 

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

 

 

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

ΙI. Открытие новых знаний.

3 4 6 2 3

Задание 192.

Пользуясь схемой, ученики кратко аннотируют возможное содержание газетных публикаций и называют их возможных авторов:

– В заметке об открытии художественной выставки будет говориться о событии общественно значимом. Её может написать как профессиональный журналист, так и любой человек, побывавший на выставке.

 

– Заметку о гастролях группы «Машина времени» может написать профессионал (обозреватель отдела искусства и культуры, например), но такую заметку может написать и непрофессионал, в частности поклонник этой группы.

– Хроника о встрече глав правительств содержит сообщение общегосударственного значения. Её автором может быть только профессионал (хроникёр).

– В хронике, сообщающей о премьере спектакля, говорится об общественно значимом факте. Автором хроники может быть работник театра, например, кто-нибудь из дирекции театра, а также такую хронику может написать профессиональный журналист.

– Отчёт о заседании Совета безопасности, конечно, факт государственного значения. Такую информацию может получить и сообщить о ней только профессиональный журналист.

– Хоккейный матч – общественно значимое для города событие. Автором репортажа может быть спортивный комментатор, спортивный обозреватель, то есть профессионал.

– В репортаже о пожаре в Октябрьском районе говорится о чрезвычайном событии местного значения. Такой репортаж пишет профессиональный журналист-репортёр.

В конце работы над схемой ученики могут проиллюстрировать её своими примерами.

Задание 194. Для того чтобы школьники научились различать виды информации, предлагается определить, в каком из двух текстов преобладает логическая информация, а в каком – эмоциональная.

 

 

Ученики отмечают, что в тексте 1 сообщается сжато, лаконично о наступлении весны. Значит, в этом тексте преобладает логическая информация.

(Иногда её называют фактическая, фактуальная информация.) В тексте 2 автор больше говорит о своих чувствах, следовательно, здесь преобладает эмоциональная информация.

Задание 197.

Стихотворение Г. Граубина знакомит школьников с некоторыми

газетными жанрами. Читая стихотворение, учащиеся называют жанры, которые здесь упоминаются: статья, зарисовка, заметка, фельетон, портрет, рассказ. Текст стихотворения позволяет учителю поразмышлять вместе с учениками о том, как должна строиться газета, о чём можно и нужно писать в классной газете. В процессе беседы школьники приходят к выводу, что газета не должна быть однообразной, скучной, что в ней нет смысла писать об одном событии. В школьной газете обязательно нужно рассказывать не только о плохом, но и о хороших делах, которые происходят в школе, в классе. Ученики отмечают сообразительность редактора, который нашёл способ привлечь школьников к подготовке материалов для газеты.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

 

 

 

3. Формируем мотивацию к обучению и

целенаправленной познавательной деятельности.

 

 

III. Развитие умений. Применение знаний.

1  3  3  2  3

1. Работа в учебнике.

Задание 193.

Это задание школьники выполняют, чтобы убедиться, что газетная

информация бывает разной в зависимости от предмета сообщения.

 

 

Учащиеся отмечают, что в тексте 1 («Встретимся в переулке Надежды») говорится о факте местного значения, его автором может быть любой человек, как профессионал (журналист), так и непрофессионал (житель этого города). Событие, о котором сообщается в тексте (о том, что в г. Сочи появился новый переулок), имеет большое значение для жителей этого города.

 

В тексте 2, отмечают школьники, сообщается о событии чрезвычайной важности для двух государств, России и Испании, автором этого сообщения может быть только профессиональный журналист.

 

В тексте 3, считают ученики, говорится о факте, имеющем большое значение для школы, для её учеников и родителей, так как в нём сообщается о решении Министерства образования и науки России внедрять новые технические средства в процесс обучения. Автором этого сообщения является журналист, который смог получить эту официальную информацию.

 

В тексте 4 говорится о факте общественного значения. Автором этой информации может быть любой человек.

 

В тексте 5 рассказывается о музее, созданном в обычной московской квартире. Это сообщение имеет не только местное, но и более широкое общественное значение. Написала его профессиональный журналист Вера Дмитриева.

 

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

 

Задание 198.

Учащимся предлагается вспомнить, что произошло в их школе в

последние дни и о чём интересном они могли бы написать в свою классную газету.

Для того чтобы ученики научились различать информационные жанры, им предлагается рассмотреть схему «Газетные информационные жанры».

Ученики анализируют схему и определяют, в каких жанрах содержится только информация (сообщение), а в каких – определённую роль играет оценка автором происходящих событий.

Учащиеся отмечают, что в хронике только сообщается о фактах, событиях; в заметке уже присутствует отношение автора к описываемым событиям; в репортаже отношение автора к событию очень важно и занимает значительно больше места.

Задание 199.

Определённые особенности хроники, заметки и репортажа ярко выявляются, когда ученики сравнивают тексты разных жанров, написанные на одну и ту же тему.

Проанализировав эти тексты, ученики отмечают, что в них сообщается о действительном и интересном событии. Однако из хроники мы узнаём только о том, что прошёл творческий вечер В. Кириллова, кто в нём принимал участие, а также где и когда прошёл этот вечер. В заметке автор уже немного рассказывает о том, как проходило событие, высказывая к тому, о чём он говорит, своё отношение. А из текста репортажа видно, что автор сам побывал на вечере, он подробно всё описывает, оценивая увиденное.

 

Резервный материал.

а) – Прочитай текст. Что нового ты узнал из него? Какая информация (логическая или эмоциональная) преобладает в этом тексте?

Лори – особые попугаи: семян, орехов почти не едят. У них язык как бы с «кисточкой» на конце: им удобнее добывать из цветов пыльцу, нектар и мелких насекомых. Это любимая пища лори.

Ростом лори с голубя и меньше. Некоторые пахнут цветами, гиацинтами, например.

                                                                                 (Акимушкин И.И.)

б) – Прочитай текст. Как подчёркивается точность события? Есть ли в этом сообщении оценочная информация?

Забытых вещей в школьной раздевалке видимо-невидимо! В школе № 56 г. Рязани, например, месяцами висят куртки, шапки, выстроен ряд сапог, кроссовок. Для нашей школы это настоящее бедствие. Недавно даже была создана специальная выставка «Подаренных школе вещей»...

(Из «Юношеской газеты», № 2, 1995 г.)

Ответы учащихся:

– В этом сообщении говорится о том, что ученики часто забывают свои вещи в школе.

– Точность события подчёркивается тем, что автор указывает номер

школы и город, в котором это происходит.

 

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

 

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать

и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

 

ΙV. Итог урока.

– Что нового узнали сегодня на уроке?

 

 

V. Домашнее задание.

Задание 200.

Для того чтобы школьники усвоили различие между информационными и неинформационными газетными жанрами, им предлагается выполнить задание, в котором даны хроника о конкурсе чтецов и размышления автора на тему: «Почему я опаздываю в школу?». Ученики ещё раз повторяют, что в неинформационных жанрах определённое место занимает эмоциональная информация, а в информационных – преобладающее значение имеет событийная (фактическая, логическая) информация.

Задание 201.

Учащиеся пишут краткое сообщение о том, что интересного произошло в их школе.

 

 

[ Скачать с сервера (75.0 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.