Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа

Окружающий мир
4 класс

Урок 28.Тема: ЧТО ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ЦЕНИТ БОЛЬШЕ ВСЕГО?

Урок 28.

РАЗДЕЛ I. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

ГЛАВА VЕДИНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

Тема: ЧТО ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ЦЕНИТ БОЛЬШЕ ВСЕГО?

Цели:

– Научить объяснять, как общечеловеческие ценности объединяют всех людей на Земле в одно человечество.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

 

Ι. Постановка учебной проблемы.

 

 3 7 3 4

Постановку проблемы можно осуществить по тексту учебника аналогично тому, как это было описано в методических разработках к темам 1–5. Для этого с учениками необходимо прочитать текст, отмеченный условным знаком проблемной ситуации, после чего организовать беседу по предложенным вопросам. Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока, который записывается на доску. К нему необходимо постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока.

Можно предложить другой способ постановки проблемы – учитель предлагает ученикам вспомнить, какие сказки разных народов они знают (ученики перечисляют известные народные сказки).

На доске появляется запись:

Сказки написаны разными народами, в разных странах.

– Какие герои борются в этих сказках? (Иван-царевич и Кощей Бессмертный, Золушка и Мачеха, разбойники и Али-баба и т.д.)

– Чем похожи друг на друга Иван царевич, Золушка и Али-баба? (Они добрые…)

– Чем похожи Кощей, Мачеха Золушки и разбойники? (Они злые.)

– А кто из героев всегда побеждает в сказках? (Добрые герои.)

На доске появляется запись:

Сказки во многом похожи – добро побеждает зло.

 – Посмотрите на доску. Какой вам хочется задать вопрос?

Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: Почему сказки, написанные на разных языках и в разных странах, имеют так много общего, почему они понятны людям разных культур?

Проблема урока записывается на доску. К ней необходимо постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока.

– Давайте составим план урока.

Учитель вместе с детьми составляет план урока.

Версии детей.

– Давайте вспомним, как каждый человек решает, что такое добро и что такое зло? (С помощью совести человек может отделять добро от зла – тема «Как жить в мире людей?».)

– Что в помощь человеческой совести создаёт каждое общество? (Мораль.)

– Мы знаем, что мораль существует в каждом обществе. А какие общественные группы каждый человек может назвать своим обществом и какие правила морали существуют в каждой группе? (Тема «Моё общество».)

Можно организовать работу в группах. Каждая группа получает карточку с названием общественной группы (семья, друзья, одноклассники, земляки, соотечественники) и задание: «Какие хорошие поступки надо совершать в этой общественной группе; какие поступки вызовут осуждение в этой общественной группе?»

 

Ученики совещаются в группах, их ответы могут быть такими:

в семье надо слушаться родителей, нельзя приходить домой поздно; друзьям, одноклассникам надо помогать в трудной ситуации, нельзя дразнить и обижать; вместе с земляками надо поддерживать чистоту на улицах, им нельзя грубить, шуметь под окнами и т.п.

– Человечество является общественной группой? (Да.) У человечества (всех жителей планеты) могут быть какие-то общие правила поведения, общая мораль? (Наверное, могут.) Попробуйте вывести общечеловеческое правило морали.

Ученики предлагают разные варианты, например, общее для всех людей понимание добра и зла: злоба и ненависть – это плохо, а доброта и любовь – это хорошо. От проблемы урока провести стрелки, под которыми записать ключевые слова основных версий.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

 

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

II. Поиск решения   проблемы.

2  4  1  2  3  1

1. Общечеловеческие ценности: мораль и культура.

Хорошо, если на этапе высказывания версий кто-то вспомнит цитаты из священных книг разных религий (тема «Кто во что верит», с. 97). Одно из правил общечеловеческой морали гласит: «Не делай другим того, чего ты не хочешь, чтобы делали тебе». Учитель должен подвести учеников к осознанию того, что именно это «золотое правило нравственности» позволяет нам понимать не только наши народные сказки, но и сказки других народов. Нам нравятся положительные герои и не нравятся отрицательные, вне зависимости от того, в какой стране появилась эта сказка.

Проверку высказанных мнений можно осуществить по тексту фрагмента «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой», с. 107.

На доску прикрепить карточку «общие представления о добре и зле».

 

– Вам бы хотелось отправиться в путешествие по миру? (Да.) В каких странах вы бы хотели побывать, что увидеть? (Ответы детей.)

– Рассмотрите иллюстрации на с. 107. Чем они отличаются? (Эти памятники архитектуры созданы в разное время, в разных странах, совершенно не похожи друг на друга.) Какие из них вам понравились больше всего, какие из этих памятников архитектуры вам бы хотелось увидеть в своём путешествии по миру? (2–3 ученика объясняют свой выбор.)

– Эти здания такие разные, а увидеть их хочется все! Как вы думаете, почему люди разных культур с одинаковым удовольствием любуются на древние храмы Греции, средневековые соборы Европы, затейливые сооружения Востока? (Ученики высказывают предположения, акцентируем внимание на словах «красота», «памятники культуры», «культурное достояние».)

– Так что же объединяет все эти иллюстрации?

Ученики с помощью учителя делают вывод, что все эти памятники культуры объединяет то, что все они по-своему красивы. Значит, представление о красоте во всём мире может быть сходно.

На доску прикрепить карточку «стремление к красоте».

2. Общечеловеческие ценности: спортивные соревнования.

 – Какие вы знаете спортивные соревнования, зародившиеся в Древней Греции? (Олимпийские игры.) Какие страны в них участвуют? (Очень многие, почти весь мир.) Какие ещё международные соревнования вы знаете? (Чемпионаты Европы, мира.) Как вы думаете, почему люди разных культур (из разных стран, говорящие на разных языках) с удовольствием принимают участие в различных международных спортивных состязаниях? (Ученики высказывают предположения, важно сделать акцент на том,   что спортивные соревнования являются идеальной моделью справедливой жизни, справедливого соревнования: побеждает сильнейший, а не самый богатый и т.д.

Можно отметить, что именно спорт способствует установлению мирных и дружественных отношений между странами.)

Проверку предположений детей можно осуществить по тексту фрагмента «О спорт – ты мир!».

На доску прикрепить карточку «спорт, дружба, справедливость».

 

 

ΙII. Самостоятельное применение знаний.

2  4  1  2  3  1

В конце урока необходимо вернуться к проблеме, поставленной ранее.

– Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? (Почему сказки, написанные на разных языках и в разных странах, имеют так много общего, почему они понятны людям разных культур?)

– Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?

Ученики совещаются в группах, и представители от групп предлагают свой вариант решения проблемы. С помощью учителя ученики должны прийти к выводу, что представления о добре и зле у многих людей совпадают, можно говорить об общечеловеческой морали. Кроме нравственных ценностей, человечество объединяют общие представления о красоте, дружбе, справедливости и др.

Применение нового знания можно организовать с помощью вопросов 1–5 после текста. Не обязательно отвечать в классе на все вопросы, отберите один-два, понравившиеся детям, а остальные можно дать желающим на дом.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

 

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать

предстоящую работу (составлять план.)

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

 

ТОУУ

IV. Домашнее задание.

Обязательное для всех: выполнить одно из заданий рабочей тетради к теме 20, выбрав из тех, которые не были сделаны в классе. Учитель может предложить желающим ученикам прочитать тему целиком, а также выбрать творческое задание:

– Придумай и нарисуй схему, по которой было бы понятно, что человечество ценит больше всего.

 

 

 

V. Итог урока.

4

– Какую работу мы сейчас выполняли?

– Чему научились?

– Кто с ней справлялся легко?

– Кому пока было трудновато?

– Кто или что вам помогло справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– Какую бы отметку вы себе поставили?

 

 

[ Скачать с сервера (363.5 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.