Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа

Риторика
4 класс

Урок 27. Тема: СЛУЖБА НОВОСТЕЙ Что такое информация

Риторика

 РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ

Урок 27.

Тема: СЛУЖБА НОВОСТЕЙ

Что такое информация

Цель:

– раскрываем понятия «информация» и «газетная информация», их источники;

– знакомим учащихся со способами передачи и хранения информации.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

 

Ι. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.

 

 

 

3  3  3

Беседа.

Работа в учебнике.

Задание 186. В начале урока учитель вместе с учениками размышляют о том, откуда люди получают информацию, то есть определяют источники информации.

В параграфе предлагаются рисунки, которые помогут школьникам назвать источники информации. Затем учащиеся вспоминают другие случаи, когда люди обмениваются информацией. В результате беседы ученики приходят к выводу, что информацией мы можем обмениваться, общаясь друг с другом; также информацию мы узнаём из книг, из газет, из журналов, из телевизионных программ, из радиопередач. Школьники отмечают, что на уроках они тоже получают информацию.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

ΙI. Открытие новых знаний.

3 4 6 2 3

Задание 186.

Прочитав теоретические сведения, определение слова «информация», которое дано в «Толковом словаре» С.И. Ожегова, учителю необходимо в процессе беседы подчеркнуть, что информация – это нечто новое; то, что мы слышим впервые; какие-то новые сведения; новости науки, культуры, спорта, искусства, политики и т.д.

Задание 187.

Учитель предлагает школьникам вспомнить треугольник «речевая

ситуация». Проанализировав его, ученики усваивают, что информация – это важная часть (компонент) речевой ситуации, которая отвечает на вопрос: что? (мы говорим, слышим, анализируем, пишем, читаем).

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и

целенаправленной познавательной деятельности.

 

 

III. Развитие умений. Применение знаний.

1  3  3  2  3

1. Работа в учебнике.

Задание 188.

Анализируя отрывок из «Сказки о попе и работнике его Балде»

А.С. Пушкина, ученики определяют, в какой реплике содержится запрос информации («Что, батька, так рано поднялся? Чего ты взыскался?») и ответ попа, который сообщает: «Нужен мне работник: повар, конюх и плотник...». Диалог продолжается: Балда соглашается быть у попа работником: «Буду служить тебе славно, // Усердно и очень исправно, // В год за три щелчка тебе по лбу, // Есть же мне давай варёную полбу».

Задание 189.

Ученики читают теоретические сведения, рассматривают рисунок,

на котором указаны сигналы и технические средства, при помощи которых хранится и передаётся информация. Школьники называют другие сигналы и технические средства для передачи информации. Важно, чтобы учащиеся поняли, что средства, способы передачи информации – это ещё не информация.

 

Задание 190.

Проанализировав сообщения, учащиеся делают вывод, что все эти

сообщения состоят из шести слов, но говорится в них о разном:

– о болезни отца и необходимости приехать;

– о признании в любви;

– о приезде и необходимости встретить.

 

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

 

 

 

 

 

П  Резервный материал.

Беседа о специфике газеты.

– Мы живём в такое время, когда средства массовой коммуникации (радио, телевидение, газеты, журналы) играют в нашей жизни большую роль.

– Что вы знаете об этом?

– Средства массовой коммуникации постоянно знакомят читателей, слушателей, зрителей с теми политическими событиями, которые происходят в мире, с новостями науки, культуры, искусства, с жизнью как известных, так и не очень известных, простых людей.

– Одним из средств массовой коммуникации, которые доступны большинству людей (куда любой может обратиться, попросить о помощи, поставить проблему, высказать свое мнение и т.д.), является газета. Каждый из нас может написать в газету. А как вы думаете, в каких случаях вы могли бы написать в газету?

Ученики дают различные ответы:

– Мне кажется, что в газету пишут тогда, когда человек нуждается в

помощи, совете. Например, у человека какая-то проблема и он надеется, рассказав о ней, получить ответ на волнующие его вопросы.

– Я думаю, что любой из нас может написать в газету, если захочет поделиться своими мыслями по какому-нибудь вопросу.

– А я считаю, что ещё мы можем обратиться в газету, если в нашей школе, в нашем классе или округе произошло какое-нибудь интересное событие и мы захотели бы рассказать о нём.

 

 

Учитель обобщает:

– Да, действительно, любой человек может написать в газету, но чтобы его материал достиг цели, надо многое уметь и знать. Многие писатели начинали свой путь в газете, поскольку работа корреспондента требует умения ясно излагать свои мысли, оперативно, быстро откликаться на событие.

Профессия журналиста помогает совершенствовать писательское мастерство.

Но работа корреспондента не так легка и проста, как может показаться на первый взгляд. Журналист пишет о том, что есть в жизни. Он обязательно должен сообщать о том, что происходит: точно, правдиво, достоверно.

Вот что говорил о трудностях профессии репортёра Булат Окуджава:

«Я много лет проработал в газете, но ушёл из неё, ибо самым трудным было для меня описание того, что вижу в данный момент». Итак, даже талантливым людям совсем не просто быть газетчиком, корреспондентом.

– Что же представляет собой газета, как она строится, какие материалы в ней помещаются? Рассмотрите экземпляры газет и ответьте на вопрос: «О чём пишут в газетах?».

Учащиеся говорят о том, что из газет мы узнаём различные новости,

что, где происходит. В газетах пишут о недостатках, о плохом и хорошем в нашей жизни. О каких-то интересных событиях, иногда смешных.

О происшествиях, о достижениях. В газетах пишут о наиболее важных событиях.

Обобщая сказанное учениками, учитель делает вывод:

– Действительно, газета имеет очень важное значение в нашей жизни.

Без новостей, без постоянного обогащения своих знаний и представлений о мире человек, общество не могут развиваться. Ежедневно газеты несут людям новую информацию, информацию о том, что происходит: новости науки, культуры, искусства, спорта.

Далее учитель спрашивает у ребят:

– А кто, по-вашему, является автором газетных материалов?

– Журналисты, корреспонденты.

– Учителя, ученики.

– Могут писать все: от простых людей до профессионалов-журналистов, корреспондентов, репортёров, хроникёров и т.д.

Для того чтобы ученики ответили, как строится газета (как располагаются материалы в газете), учитель предлагает им рассмотреть дома один номер «Юношеской газеты» (или любой другой) и определить, о чём говорится в материалах на первой, второй, третьей и четвёртой страницах.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

 

 

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать

и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

 

ΙV. Итог урока.

– Что нового узнали сегодня на уроке?

 

V. Домашнее задание.

Задание 191.

Ученики сами пишут разные по содержанию сообщения из десяти

слов. Например:

Приходи ко мне сегодня в пять часов вечера. Игорь Петров.

Приеду к тебе в гости 20 марта на неделю. Марина.

Административную контрольную работу по математике будем писать в следующую среду... и т.д.

 

[ Скачать с сервера (68.0 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.