Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа

Риторика
2 класс

Урок 27. Тема: Рассуждение.

Урок 27.

Тема: Рассуждение.

 

Цель:

 – знакомим с текстами простейших рассуждений;

 – формируем потребность доказывать, объяснять высказанное мнение.

 

 

Этапы урока

 

Ход урока

Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания

учебных успехов)

 

Ι. Актуализация знаний.

 

 

 

3

Беседа.

– Знаете ли вы, какое слово на свете самое беспокойное, самое любознательное? Оно, как сказал сказочник Джанни Родари, «гуляет по всему свету, оно забирается во всё, что мы с вами только видим, слышим, трогаем, нюхаем. Оно заставляет людей, не только маленьких, но и взрослых, задавать массу полезных и нужных вопросов». Догадались, что это за слово?

– Конечно, это слово «почему». Давайте прочитаем, что написано в

учебнике про это слово. (Читаем сведения на c. 55.)

– Скажите, ребята, а какие «почемучкины» вопросы интересуют вас? О чём бы вы хотели спросить взрослых?

 

 

Выслушиваем вопросы учащихся, предлагаем самим ребятам попытаться ответить на них или отвечаем сами; если на вопрос ответить трудно, рекомендуем учащимся книги, словари, энциклопедии, в которых можно найти ответы на поставленные вопросы. Сообщаем и о том, что далеко не на все вопросы есть готовые ответы, иногда люди всю жизнь размышляют над тем, как ответить на какой-нибудь вопрос. Предлагаем в классе завести «Почемучкин почтовый ящик», куда ребята будут опускать вопросы с «почему», чтобы затем устроить вечер вопросов и ответов.

 

Познавательные УУД

1. Развиваем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

 

 

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

 

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

 

ΙΙ. Постановка учебной проблемы.

 

3  3

– Разные «почему» требуют ответа. Какой текст поможет нам ответить?

– Верно, рассуждение. Это очень сложный текст. Будем учиться создавать рассуждение, объяснять и доказывать.

– Сформулируйте тему урока.

 

 

ΙΙΙ. Применение знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1  3  1  4  2  2

Работа в учебнике.

Задание 75. После чтения стихотворения и постановки вопроса: «Почему утонули два барана?» – учащиеся отвечают на этот вопрос. Поскольку чаще всего ответы ребят начинаются с «потому что», начало ответа подсказывает учитель: «Два барана утонули,   потому что ...» или «Это случилось, потому что …»

 

Задание 76–77. Ребята учатся по ответу воссоздавать вопрос, дописывать объяснение в небольшой текст рассуждения. Обращаем внимание на соответствие объяснения жизненным реалиям.

Беседа. Работа с учебником.

– Не всем удалось так ответить на «почемучкины» вопросы, чтобы ответ получился полный, понятный. Конечно, создать рассуждение непросто – будем учиться этому.

– Начнём с того, что попробуем полно ответить ещё на один вопрос: почему дед и баба из русской сказки назвали свою дочку Снегурочкой?

Анализируем структуру простейшего рассуждения (с. 57). Обращаем внимание на то, что текст состоит из двух частей, которые соединяются словами-мостиками (это могут быть не только слова «потому что», но и другие). Если первой части не будет, то мостику не за что уцепиться и всё рассуждение «рухнет», то есть станет непонятным, поэтому сначала в рассуждении обязательно надо проговорить то, что ты объясняешь.

Примечание: в схеме текста рассуждения вторая часть названа объяснением или доказательством. Разница между объяснением и доказательством в том, что объясняются причины явлений, а доказывается высказанное мнение по поводу того или иного явления.

Например: 1) «Я выбрал в книжном магазине энциклопедию о природе, потому что хочу узнать больше о растениях, животных». В этом высказывании объясняются причины свершившегося факта.

 

2) «Энциклопедии – самые интересные книги, потому что из них можно почерпнуть разнообразные сведения о мире растений и животных». Здесь высказывается мнение, даётся оценка, вовсе не обязательная для других, и приводится доказательство в качестве обоснования этого мнения.

Вряд ли стоит подробно объяснять учащимся указанное отличие между объяснением и доказательством, но учитель может практически показать это отличие точной постановкой вопроса: «Объясни, почему...», «Докажи, почему ты так думаешь...»

Задание 78–81. Учащиеся усваивают структуру текста простейшего рассуждения. Два последних задания можно провести в форме игры.

 

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

ΙV. Итог урока.

 

 4

– Кто или что вам помогло сегодня справиться с заданиями?

– Кто доволен своей работой?

– Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– Кто получил сегодня отметку? За что?

 

 

 

ТООУ

 

 

 

V. Домашнее задание.

 

Задания 82, 83.

 

 

 

[ Скачать с сервера (54.0 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.