Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа

Окружающий мир
4 класс

Урок 27.Тема: МИРОВОЕ СООБЩЕСТВО ГОСУДАРСТВ

Урок 27.

РАЗДЕЛ I. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

ГЛАВА V. единое человечество

Тема: МИРОВОЕ СООБЩЕСТВО ГОСУДАРСТВ

Цели:

– Научить объяснять, как международные организации объединяют всех людей на Земле в одно человечество.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

 

Ι. Постановка учебной проблемы.

 

 3  7  3

Постановку проблемы можно осуществить по тексту учебника, как это описано в методических разработках к темам 1–5. Для этого с учениками прочитать текст, отмеченный условным знаком проблемной ситуации, и организовать беседу по предложенным вопросам. Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос  урока, который записывается на доску. К нему постоянно обращаются по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока.

Можно предложить другой способ постановки проблемы:

 – Что такое конфликты? Из-за чего они возникают? (Конфликтом называют столкновение интересов людей, из-за которого возникает серьёзный спор, соперничество. Опора на тему «Что такое общество?»)

– Из-за чего может возникнуть конфликт между государствами? (Могут не поделить территорию вдоль границ, одно государство захочет отобрать у другого залежи полезных ископаемых и т.д.) Могут быть у государств разные интересы (у каждого свои)? (Да.)

На доске появляется запись:

У каждого государства свои интересы.

– На прошлом уроке мы упоминали гуманитарную помощь. Что это такое? (Это когда одно государство помогает другому, попавшему в беду.)

На доске появляется запись:

Государства оказывают друг другу гуманитарную помощь.

– Посмотрите на доску. Какой вам хочется задать вопрос?

Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: Почему разные государства (или страны, как скажут дети) помогают друг другу?

Проблема урока записывается на доску. К ней необходимо постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока.

 

– Давайте составим план урока.

Учитель вместе с детьми составляет план урока.

Версии детей.

Обращаем внимание детей на схему «Общественные группы» (тема «Моё общество»).

– Что объединяет людей в общества? (Общие интересы.) Какое самое большое общество на Земле? (Человечество.) Какие общие интересы могут быть у разных государств, составляющих единое человечество? (Могут прозвучать разные мнения, важно вывести учеников на мысль, что многие государства заинтересованы в сохранении мира на планете, готовы оказать помощь тем, кто попал в беду.)

От проблемы урока провести стрелки, под которыми записать ключевые слова основных версий, например «общие интересы».

 

– Представьте, что все государства, готовые оказать помощь, привезут только медикаменты или только еду, сможет ли пострадавшее государство справиться со своими трудностями? (Нет, может быть нужно и то, и другое, и что-то ещё).

– Как помощникам договориться о том, кто и чем будет помогать? (Нужно создать какую-то организацию, которая будет решать, чем помочь, распределять задания между всеми государствами-помощниками.)

От проблемы урока провести ещё одну стрелку, записать ещё одну версию: «всемирная организация».

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

 

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

II. Поиск решения проблемы.

2 4 1 2 3 1

1. Организация Объединённых Наций.

– Какую всемирную организацию вы уже знаете? Когда и почему она была создана? (После Второй мировой войны большинство государств планеты объединились в Организацию Объединённых Наций (сокращённо ООН).) (Опора на тему «Новейшее время – трудный шаг к единому человечеству».)

 – Рассмотрите символы ООН на с. 103. Как вы думаете, что они означают?

С помощью учителя ученики пытаются расшифровать значение символов:

а) пистолет с «завязанным дулом» перед зданием Генеральной Ассамблеи символизирует запрет войн, т.е. одной из задач ООН является предотвращение войн;

б) изображение на флаге ООН всех материков планеты на фоне голубого чистого неба символизирует, что человечество должно бороться за мир во всём мире, т.е. ещё одна задача ООН – объединение разных стран в одно сообщество;

в) круглый стол в зале Совета Безопасности означает, что за круглым столом все участники заседания могут видеть друг друга и находятся в равном положении относительно остальных, т.е. ещё одна задача ООН – установить равноправие между государствами и всеми людьми на планете.

 

– Как вы думаете, может ли ООН выполнять роль того самого организатора, который помогает государствам оказывать друг другу помощь? (Да, может.)

 На доске у версии «всемирная организация» ставим знак «+» или вывешиваем карточку «ООН».

 

2. Всеобщая декларация прав человека.

– Вы вспоминали о том, что самое большое общество на Земле – человечество, вы называли интересы, общие для всех людей. В каком документе они записаны? (Если ученики затрудняются, предлагаем им найти ответ на вопрос в тексте темы «Новейшее время – трудный шаг к единому человечеству». С помощью текста ребята отвечают, что общие интересы человечества записаны в Уставе ООН: «Мы, народы Объединённых Наций, преисполнены решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны и вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и равенство прав больших и малых наций, в возможность жить вместе в мире друг с другом как добрые соседи»).

– В Уставе ООН говорится о правах человека. Какие из них вы уже знаете?

(Личные права – право на жизнь, право на свободу, право на защиту чести и достоинства и др.; право на участие в управлении своим государством, право на свободу слова; равноправие вне зависимости от национальности и расовой принадлежности; свобода совести; право на собственность.)

По мере того как ученики называют права человека, учитель вывешивает карточки с описанием прав на доску по кругу, оставляя в середине свободное место.

– Знаете ли вы, в каком документе записаны права человека?

 

 

Скорее всего, ученики не знают этого документа. Учитель предлагает найти его название в тексте фрагмента «Все люди рождаются свободными и равными!» Ученики находят, что права записаны во Всеобщей декларации прав человека, принятой в ООН. В центр круга из карточек с правами прикрепляем карточку «Всеобщая декларация прав человека».

На доске у версии «общие интересы» ставим знак «+».

 

3. Миротворческая деятельность ООН.

– Что происходит, если во время игры кто-то из детей нарушает правила? (Ему объясняют правила ещё раз, а если он всё равно играет не по правилам, его могут больше в игру не брать и т.п.)

– Что происходит, если гражданин государства нарушает правила, принятые в обществе? (Он подвергнется осуждению, государство может его наказать и т.п.)

– Как вы думаете, что может произойти, если какое-то государство нарушит правила, принятые мировым сообществом государств? (По аналогии с предыдущими ответами ученики могут предположить различные варианты развития событий. Проверка предположений осуществляется по тексту фрагмента «Миротворцы».)

Ученикам можно предложить решить задачку 5 на с. 105, опираясь на текст. Это задание интересно будет выполнить по группам, сравнив затем ответы.

 

 

 

ΙII. Самостоятельное применение знаний.

2 4 1 2 3 1

В конце урока необходимо вернуться к проблеме, поставленной ранее.

– Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? (Почему разные страны помогают друг другу?)

– Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?

 

Ученики совещаются в группах, и представители от групп предлагают свой вариант решения проблемы. С помощью учителя ученики должны прийти к выводу, что многие люди на планете, многие государства ощущают себя единым человечеством – у всех нас есть общие интересы, важнейшие права, многие готовы оказать помощь попавшим в беду. Направлять усилия разных государств, сохранять мир на планете помогают всемирные организации, одна из которых – ООН.

Применение нового знания можно организовать с помощью вопросов 1–5 после текста. Не обязательно отвечать в классе на все вопросы, отберите один-два, понравившиеся детям, а остальные можно дать желающим на дом.

 

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

 

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать

предстоящую работу (составлять план.)

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

 

 

ТОУУ

IV. Домашнее задание.

Обязательное для всех: выполнить одно из заданий рабочей тетради к теме 19, выбрав из тех, которые не были сделаны в классе. Учитель может предложить желающим ученикам прочитать тему целиком, а также выбрать творческое задание:

– Придумай и нарисуй схему, по которой было бы понятно, что все страны связаны между собой деятельностью всемирных организаций.

 

 

V. Итог урока.

4

– Какую работу мы сейчас выполняли?

– Чему научились?

– Кто с ней справлялся легко?

– Кому пока было трудновато?

– Кто или что вам помогло справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– Какую бы отметку вы себе поставили?

 

 

 

[ Скачать с сервера (363.5 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.