Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа

Риторика
4 класс

Урок 26. Тема: Сочиняем рассказ

Риторика

 РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ

Урок 26.

Тема: Сочиняем рассказ

Цель:

Объясняем детям особенности рассказа как речевого жанра:

– знакомим их с частями, из которых состоит рассказ;

– учим составлять устные и письменные рассказы по картинкам и фрагментам текста;

– учим составлять свои собственные рассказы о весёлых и памятных событиях своей жизни для разных адресатов.

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

 

Ι. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.

 

 

 

3  3  3

Вступительное слово.

– На прошлом уроке мы с вами узнали, из каких частей состоит рассказ. Давайте вспомним.

– Сегодня мы будем придумывать рассказы по картинкам, по фрагментам текста.

Далее дети рассказывают истории про Зайца и Козла.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

ΙI. Открытие новых знаний.

3  4  6  2  3

Задание 178.

Порядок кадров, отражающих последовательность действий (в кружочках): 1, 3, 5, 4, 2, 6.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

 

III. Развитие умений. Применение знаний.

1  3  2

1. Работа в учебнике.

Задание 179.

Пример рассказа.

Однажды попугай Кеша улетел из дома, а из какого дома, забыл, ведь все дома на вид одинаковые. Сначала Кеша расстроился: как жить?

Но потом вспомнил, что он артист, и решил зарабатывать на жизнь своими выступлениями.

Зрители были счастливы! Выступления Кеши всем очень нравились, даже вредный кот и умная ворона смеялись до упаду. После аплодисментов Кеша получал бананы и прочие деликатесы.

Так продолжалось довольно долго, но вот наступила зима. Исчезли зрители-птицы, стало холодно, выпало много снега. Никто уже не смотрел Кешины концерты. Попугай стал мёрзнуть и голодать.

 

Наконец Кеше повезло. Перелетая с балкона на балкон, он случайно

попал на свой. Друзья встретили Кешу с радостью.

Теперь Кеша снова наслаждается жизнью в тепле и уюте, рядом со своим другом.

 

Задание 180.

Дети записывают план, а затем рассказывают.

Пример рассказа: «Как я была охотничьей собакой».

Однажды зимой мы с папой и братом Сашей пошли гулять. Мне было четыре года. Честно говоря, брат Саша гулял во сне, так как спал в коляске.

А мы с папой – наяву. Сначала я долго каталась на горке, а потом мне это надоело.

Тут папа говорит:

– Эх, никогда не было у меня собаки, а так хочется!

– Давай я буду твоей собакой!

– Ладно, только собаки всегда слушаются!

– Я буду слушаться!

– Тогда я буду бросать палку, а ты будешь приносить.

Папа долго испытывал меня – то бросал палку, то командовал «сидеть», «рядом», «фас» или «апорт».

Потом он сказал:

– Теперь я вижу, что ты можешь даже быть охотничьей собакой и приносить дичь.

И он стал кидать свою кожаную перчатку и кричать:

– Это дикая утка!

 

– Это заяц!

– Это лиса!

А я в зубах приносила ему «дичь».

Но когда он крикнул: «Это лягушка!» – я страшно обиделась и сказала:

«Я больше не буду охотничьей собакой, раз ты заставляешь меня приносить всякую гадость!»

Тут проснулся мой брат Саша, и я пожаловалась на папу. Саша сначала улыбнулся мне, а потом заревел. И я поняла, что он на моей стороне.

Дома папа пытался заставить меня, как послушную собачку, съесть котлеты с картошкой, но было уже поздно. Игра была закончена.

 

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

 

Задание 181.

Материал для учителя (продолжение истории Энн Хогарт «Мафин-сыщик»).

 

 

– Ну что ж, – сказал Мафин, – значит, придётся поколдовать...

– Это волшебный аппарат, – сказал он. – Когда я смотрю в него, я вижу такие вещи, которых никто не видит. Вот, например, я смотрю через него на Освальда и вижу, что у него под перьями и кожей находится...

Ой, Освальд, что я вижу! Мои морковки и мячик Сэлли, и кость Питера, и часы Перигрина...

У Освальда был очень пристыженный вид, а все так и ахнули.

– Здесь нужно новое волшебство, – сказал Мафин... взмахнул волшебной удочкой, раздался какой-то странный звук – и Перигрин получил свои часы. Взмах – и к Питеру вернулась его любимая старая кость. Потом Сэлли получила свой мячик, и, наконец, Мафин – пучок морковки.

– Ну, вот, – сказал Мафин, – теперь всё в порядке.

Все окружили Мафина и принялись горячо благодарить его.

– Я устал! – сказал он. – Это очень трудно – быть сразу и сыщиком, и волшебником! – и добавил: – Пойду домой, поем морковки, а потом хорошенько высплюсь. До свидания!.. Да! Совсем забыл про Освальда.

Знаешь что, Освальд? Сходи-ка на кухню и съешь что-нибудь, только съедобное! Не проглоти по ошибке кастрюлю или ложку.

 

Задание 182.

Можно озаглавить текст: Муравейные братья, Игры братьев,

Чудесная игра и т.д.

Задание 183.

Проводится конкурс на самый оригинальный рассказ.

3. Формируем мотивацию к обучению и

целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать

и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

 

ΙV. Итог урока.

– Что нового узнали сегодня на уроке?

 

 

V. Домашнее задание.

Задание 184–185.

– Напишите такой рассказ, чтобы его было приятно

прочитать вашей маме. Подготовьтесь прочитать его в классе. Подумайте о том, какие его части вы выделите голосом, где сделаете паузу, логические ударения.

Можно записать в качестве подарка для мамы развёрнутый текст удачного по замыслу рассказа задания 180.

 

 

[ Скачать с сервера (60.5 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.