Окружающий мир |
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов |
Ι. Постановка учебной проблемы.
| 3 7 3 Постановку проблемы можно осуществить по тексту учебника, аналогично тому, как это было описано в методических разработках к темам 1–5. Для этого с учениками необходимо прочитать текст, отмеченный условным знаком проблемной ситуации, после чего организовать беседу по предложенным вопросам. Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока, который записывается на доску: «Почему детям с разным цветом кожи и разными языками общения интересно играть в одну игру?». К нему необходимо постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока. Можно предложить другой способ постановки проблемы: – Как называется самое большое общество людей, живущих на Земле? (Человечество.)
На доске появляется запись: Человечество – одно общество. – Посмотрите на иллюстрацию в начале урока. Что вы на ней видите? (Мы видим детей.) – Чем они отличатся? (У них разный цвет кожи.) На доске появляется запись: Люди бывают с разным цветом кожи. – Как вы думаете, кому с кем интереснее общаться между собой: людям одного цвета кожи или людям с разным цветом кожи? Ученики могут высказать разные предположения, которые начнут сразу доказывать, но важно обратить их внимание на то, что пока им не хватает знаний, чтобы грамотно ответить на вопрос. – Сформулируйте основной вопрос урока. Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: Зависит ли от внешнего вида (цвета кожи) общение между людьми? Проблема урока записывается на доску. К ней необходимо постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока.
– Давайте составим план урока. Учитель вместе с детьми составляет план урока. Версии детей. Основные версии могут быть высказаны на предыдущем этапе: – интереснее общаться с тем, кто на тебя похож. – интереснее общаться с тем, кто сильно отличается от тебя. Можно воспользоваться приёмом «знаем – не знаем».
– Что вы уже знаете о личности человека? (Личность – это неповторимое сочетание человеческих черт. У каждого человека есть врождённые и приобретённые признаки. Основные черты личности, характер зависят не от врождённых признаков, а от приобретённых, которые появляются в результате воспитания в обществе (по материалам главы «Человек и его внутренний мир».)От проблемы урока провести стрелки, под которыми ключевыми словами записать основные версии. | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
II. Поиск решения проблемы. | 2 4 1 2 3 1 1. Расы Земли. Если учитель не боится конфликтов в классе, то можно обсудить расово-национальный состав класса. В ходе этой работы или вместо неё для наглядности могут использоваться иллюстрации со с. 87. – Рассмотрите фотографии. Прочитайте, какие три группы людей упоминаются в задании. (Европеоиды, негроиды, монголоиды.) От каких слов произошли эти названия? (Ученики упоминают Европу, Монголию. О негроидах можно сообщить, что их название произошло от латинского слова niger – «чёрный».) Найдите на с. 86 учебника, как называются эти группы людей одним словом. (Ориентируясь на выделенные слова, дети называют «расы».)
– Так что же такое расы? (Особые группы людей, которые отличаются от других своими внешними признаками.) На доску около версий вывешиваем карточки с названием рас. – Используя свой опыт, попробуйте выполнить задание к фотографиям. Ученики совещаются в парах, группах. Представители от групп предлагают свои варианты ответов, объясняют свои предположения. Проверка предположений осуществляется по тексту фрагмента «Мы не похожи, ну и что же?». В итоге ученики должны прийти к выводу, что европеоиды изображены на фото 3 и 4, негроиды – на фото 2 и 5, монголоиды – на фото 1 и 6. – Попробуйте выделить те черты, которые сближают, роднят расы друг с другом. (У всех есть нос, глаза, уши и по пять пальцев на руках и ногах и т.д.) – Да, потому что мы все относимся к одному виду «современных» людей – у нас у всех до образования рас были общие предки. Можете ли вы сказать, какие эмоции испытывают дети на фотографии в начале урока? (Они улыбаются, значит, радуются, испытывают положительные эмоции.) – Зависят ли эмоции, чувства, настроения людей от их рас? (Нет, не зависят. Все могут и радоваться, и печалиться.) – Вам было бы интересно играть, общаться с этими весёлыми ребятами? (Да.) – Посмотрите на доску. Какие из ваших версий подтвердились? Ученики могут подтвердить разные версии. Одни скажут, что интереснее общаться с тем, кто сильно отличается от тебя, другие – что с тем, кто похож. Важно, чтобы и те и другие объяснили, что дело не в цвете кожи, а в том, какие качества своей личности человек проявляет в общении. От этого зависит, интересно с ним играть или нет. Около подтвердившихся версий ставим знак «+».
2. Народы и национальности. – Люди осознают свою принадлежность к той или иной расе, но вы вряд ли услышите, чтобы человек говорил: «Я – негроид» или «Я – европеоид». Зато часто можно услышать: «Я – русский», «Я – француз», «Я – цыган». Что называют эти люди? Ученики могут сделать предположение, что люди называют страну, где они родились или живут. Но в данном случае это неверно, так как сейчас нет страны с названием «Русь», никогда не было своей страны у цыган. Ученики должны догадаться, что речь идёт о народах Земли. – Сегодня на Земле живёт около 3000 народов. Помимо того, что у каждого народа есть своё название и представителей этого народа, как правило, объединяет общий язык, у каждого народа есть своя культура. Посмотрите на иллюстрацию на с. 88. На ней изображены представители восьми народов. Давайте разберёмся, какие это народы, похожи они или различаются по численности и расположению на карте мира. Ученики выясняют, что эти народы различаются по численности, что они живут на разных материках – в Европе, Азии и Африке. – Попробуйте определить, что у них общего? (Общее то, что у каждого народа есть свои народные сказания, песни, танцы, костюмы и т.д., что составляет культуру народа.) На доску около версий вывешиваем карточку «народы». – Посмотрите на доску. Вы уже высказывались о том, с кем вам было бы интереснее общаться: с тем, кто похож на вас цветом кожи, или с тем, кто не похож. Что вы теперь добавите к своим ответам, если бы вам предложили поиграть с ребятами – представителями разных народов?
Ученики высказывают свои мнения. Скорее всего, многие скажут, что с представителями других народов можно очень интересно играть. Можно предложить друг другу новые игры, выучить слова на другом языке и т.д. Около подтвердившихся версий ставим знак «+». – Можно ли сказать, что одна раса лучше или хуже другой? Что какие-то народы лучше или хуже других? Ученики совещаются в парах или группах, делают вывод, что все расы, все народы равны. Проверка выводов осуществляется по тексту фрагмента «Дети разных народов» на с. 89 до конца текста урока.
|
|
ΙII. Самостоятельное применение знаний. | 2 4 1 2 3 1 В конце урока необходимо вернуться к проблеме, поставленной ранее. – Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? (Почему детям разным цветом кожи и разными языками общения интересно играть в одну игру? Зависит ли от внешнего вида (цвета кожи) общение между людьми?) – Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос? Ученики совещаются в группах, и представители от групп предлагают свой вариант решения проблемы. С помощью учителя ученики должны прийти к выводу, что цвет кожи не влияет на то, как люди будут общаться между собой, всё зависит от их характеров, особенностей внутреннего мира и т.д. Представители разных народов, даже говорящие на разных языках, всегда могут найти способ общения. Применение нового знания можно организовать с помощью вопросов 1–6 после текста. Не обязательно отвечать в классе на все вопросы, отберите один-два, понравившиеся детям, а остальные можно дать желающим на дом.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
| Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план.) 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
ТОУУ |
IV. Домашнее задание. | Обязательное для всех: выполнить одно из заданий рабочей тетради к теме 16, выбрав из тех, которые не были сделаны в классе. Учитель может предложить желающим ученикам прочитать тему целиком, а также выбрать творческое задание: – Нарисуй плакат, изображающий дружбу разных рас и народов Земли. Прими участие в выставке «Многоликое человечество». – Представь, что ты приехал отдыхать в другую страну. На детской площадке никто не говорит на твоём языке. Попробуй познакомиться с ребятами (их роль будут исполнять твои одноклассники) и научить их играть в какую-нибудь игру. Нарисуй национальный костюм того народа, к которому ты себя относишь. Подготовь небольшое письменное или устное сообщение об особенностях культуры своего народа – традиции, песни, пляски, сказания, это может быть в виде изложения небольшой народной сказки, былины, песни или предания. Прими участие в выставке «Многоликое человечество».
| |
V. Итог урока. | 4 – Какую работу мы сейчас выполняли? – Чему научились? – Кто с ней справлялся легко? – Кому пока было трудновато? – Кто или что вам помогло справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – Какую бы отметку вы себе поставили? |
|
Всего комментариев: 0 | |
| |