Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа

Окружающий мир
4 класс

Урок 25.Тема: Приручение огня

Урок 25.

РАЗДЕЛ II. РУКОТВОРНАЯ ПРИРОДА

Тема: Приручение огня

Цели:

 – Сформировать представление об ископаемом топливе и его роли в жизни человека.

Оборудование: иллюстрации с изображением способов добычи и использования ископаемого топлива, коллекции «Каменный уголь и его применение», «Нефть и нефтепродукты», «Торф и его применение».

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

 

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

 

4  3

 Беседа.

– Что приводит тела в движение или вызывает их изменение?

– В каком виде можно запасти и сохранить энергию?

– Когда и при каких условиях выделяется энергия?

Отвечают на вопросы.

– Прочитайте диалог на с. 104.

– О чём в нём идёт речь? Какой у вас возникает вопрос?

– Попробуйте определить тему сегодняшнего урока.

– Откуда берётся энергия в хозяйстве человека?

– «Топливо».

– Давайте составим план работы на основе этих вопросов.

План. 3

 

Учитель вместе с детьми составляет план урока.

– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)

– Какое умение формировали?

 

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

ΙΙ. Совместное открытие знаний.

4        5  6  7  2  4  3

1. Работа в учебнике.

– Как получают и на что тратят энергию растения, животные и человек? (Растения получают энергию солнца, животные и человек получают энергию питательных веществ. Организмы тратят энергию на рост, развитие, движение и другие процессы, связанные с жизнедеятельностью.)

– А может ли человек получать и использовать энергию вне своего организма?

(Да. Сжигая уголь или дрова, человек получает тепло.)

– Выполните задание на с. 104.

– Удобно ли пользоваться костром для приготовления пищи и обогрева? ( Нет.)

Выполняют задание.

– Какие приспособления появились у людей для приготовления пищи, обогрева? (Газовые и электрические плиты, печки и обогреватели.)

(См. рисунок на с. 104.)

– Только ли для домашних нужд необходим огонь? Где ещё он используется? (Человек использует огонь на заводах и фабриках, электростанциях, для движения.)

– Что сейчас использует человек для получения огня? Выполните первое задание на с. 105.

Выполняют задание.

2. Работа с коллекциями «Торф», «Нефть», «Уголь» (можно по группам)

по плану:

– Как выглядит полезное ископаемое?

– Как оно образовалось?

– Как его добывают?

Рассматривают коллекции, обсуждают ответы на вопросы плана, выполняют задание.

– Почему топливо называют ископаемым? Что получают из ископаемого топлива? (Работа с коллекциями.)

– Ископаемое топливо образовалось глубоко под землёй, очень давно. В нём

запасена энергия солнца, полученная планетой много лет назад.

– Бесконечны ли запасы ископаемого топлива? Что делать человеку, когда эти запасы истощатся?

– Как мы ответим на вопрос урока?

– Запасы ископаемого топлива когда-нибудь закончатся. Человек будет искать новые виды топлива.

– Человек перерабатывает разные виды топлива и получает энергию.

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали?

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать

предстоящую работу (составлять план.)

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

 

ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний.

4 3 7 2 3 4 3 2

1. Работа по учебнику.

Вопросы на с. 106.

2. Работа в рабочей тетради.

Два-три задания на выбор в рабочей тетради.

Отвечают на вопросы.

Выполняют задания.

3. Игра.

– Смог бы самолёт летать на паровом двигателе? Почему?

– Как бы двигалась машина или паровоз (тепловоз, электровоз) на реактивном двигателе?

– Смогла бы ракета взлететь на двигателе внутреннего сгорания?

Играют по цепочке: один задаёт вопрос, другой объясняет.

4. Проверочная работа № 15.

Задания, которые вызвали у детей затруднения, после замечаний учителя или одноклассников можно выполнить ещё раз в виде другого варианта.

 

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

 

 

ΙV. Домашнее задание.

Чтение учебника (тема 23.) Одно-два задания на выбор. Вопрос: как попадает тепло в твою квартиру?

– Посоветуйся с родителями.

 

V. Итог урока.

4   Обмен мнениями по результатам выполнения заданий.

– Что нового вы узнали на уроке?

– Какое топливо и как использует человек?

 

– Какую работу мы сейчас выполняли?

– Чему научились?

– Кто с ней справлялся легко?

– Кому пока было трудновато?

– Кто или что вам помогло справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– Какую бы отметку вы себе поставили?

 

Возможные ответы на задания рабочей тетради.

 

В задании 1 ученики напишут, что энергия для разведения огня и горения костра была запасена в древесине (усвоенная солнечная энергия в прошлом.)

Выполнив задание 2, школьники получат следующую таблицу.

 

 

На вопрос задания 4 о том, чем уголь лучше дров, ученики могут ответить, что при сжигании уголь даёт больше тепла.

В задании 5 они напишут, что из нефти можно сделать топливо для двигателя внутреннего сгорания, более сильного и мощного, чем паровой двигатель (кроме того, нефть удобнее транспортировать, а главное – её удаётся разделить на отдельные вещества, каждое из которых используется по-разному: бензин, керосин.)

В задании 6 ребята должны доказать, что газ лучше нефтепродуктов. Они могут написать, что газ при сгорании меньше загрязняет воздух.

Выполняя задание 7, ученики могут выделить следующие причины, заставляющие людей искать новые виды топлива: 1) требуется всё больше топлива для техники; 2) требуется топливо, которое не загрязняет природу; 3) запасы многих видов ископаемого топлива истощаются.

В задании 8 школьники должны объяснить, почему не делают самолёты с паровым двигателем. Основная причина этого – малая эффективность парового двигателя, но ребятам проще ответить, что паровому двигателю потребуется так много дров, что самолёт не сможет взлететь.

 

Выполняя задание 9, ребята раскрасят рельс, кирпич, воду (древесина, бумага и керосин горят).

В задании 10 ученики могут написать: «Не оставляй печь открытой – может возникнуть пожар» (рисунок слева); «Не отходи от плиты во время приготовления пищи – она может залить огонь» (средний рисунок); «Не храни горючие материалы дома» (рисунок справа).

 

 

Возможные ответы на задания проверочной работы № 15.

 

Вариант 1. Необходимый и Повышенный  уровни. Парусное судно – сила ветра. Пароход – уголь. Теплоход – солярка. Моторная лодка – бензин. Максимальный уровень (например). Лошадь и сено в прошлом, автомобиль и бензин в настоящем. Печь и дрова в прошлом, котёл и природный газ в настоящем. Мышечная сила (растягивание лука) и еда

в прошлом, ружьё и порох в настоящем.

Вариант 2. Необходимый и Повышенный  уровни. Мазут – завод. Солярка – трактор. Керосин – самолёт. Бензин – грузовик. Максимальный уровень (например). Свеча и жир в прошлом, лампочка и уголь в настоящем. Печь и дрова в прошлом, котёл и природный газ в настоящем. Мышечная сила (гребля) и еда в прошлом, моторная лодка и бензин в настоящем.

[ Скачать с сервера (381.0 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.