Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа

Риторика
2 класс

Урок 25. Тема: Отказывай, не обижая. Ответы на отказ.

Урок 25.

Тема: Отказывай, не обижая. Ответы на отказ.

Цель:

Знакомим детей со средствами, смягчающими отказ:

вежливыми словами;

объяснением причины отказа;

обещанием выполнить просьбу впоследствии;

соответствующими мимикой, жестами, тоном.

 – Закрепляем умение детей вежливо отказывать:

учим уместной реакции на отказ.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания

учебных успехов)

 

Ι. Актуализация знаний.

 

Беседа.

 – В нашей жизни случаются ситуации, когда нам приходится отказывать в просьбе. Сегодня мы будет учиться отказывать, не обижая, а также поговорим о том, как реагировать на отказ. Ведь бывают случаи, когда мы понимаем и принимаем отказ, а бывает, что отказ очень обижает.

Познавательные УУД

1. Развиваем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифици-ровать по признакам.

ΙΙ. Постановка учебной проблемы.

 

 

 

 

 

 

2 4 3 3

Работа по учебнику.

Задание 47. Конечно, отказ Вола был грубым. Вол, по существу, сказал, что не хочет выполнить просьбу, не извинился за отказ.

Задание 48. Практически все слова в обоих фрагментах смягчают отказ, так как показывают желание помочь. В первом фрагменте Вол говорит, почему он сейчас не может выполнить просьбу, а во втором – извиняется и обещает выполнить просьбу в другое время.

Задание 57. Первую группу слов можно озаглавить «Я тебя понимаю»; a вторую – «Я очень обижен». (Слова этой группы означают, что общение может прерваться.)

Задание 58. Просьба Маленького принца – «Поиграй со мной»; она усиливается словами «Мнe так грустно».

Отказ Лиса: «Не могу я с тобой играть», этот отказ смягчает объяснение причины: «Я не приручен».

Вежливый Маленький принц понимает, почему Лис отказывает, и поэтому извиняется за неуместную просьбу.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

 

ΙΙΙ. Применение знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3  2  3  5

Работа с учебником.

Задание 49. Слова, выражающие отказ: я уже сыт; не могу; не дам.

Задание 50. Вежливый отказ содержится в пословице «И хочется, да колется».

Но и все остальные пословицы в определённых ситуациях могут звучать не грубо, если произнести их соответствующим тоном.

 

Задание 51. Карлсон пытается смягчить свой отказ, как бы соглашаясь пригласить Малыша и обещая сделать это в другой раз. Но, скорее всего, приглашение в гости без указания времени вряд ли обрадует Малыша. (Ведь мальчик очень хочет побывать в замечательном доме на крыше.)

Задание 52. При выполнении этого задания используется материал предыдущей страницы (на плашке). Возможные отказы Малышу:

Я бы пригласил тебя сегодня, но не могу: в комнате беспорядок.

Извини, я сегодня занят – иду на приём к зубному врачу. Приходи завтра после уроков.

К сожалению, сегодня не получится. А в воскресенье бабушка испечёт пирог, и папа обещал купить новую компьютерную игру. Я буду ждать тебя в воскресенье, в пять часов.

Задание 53. Адресат всех просьб – Палочка-выручалочка.

Задание 54. Следующие слова делают отказы вежливыми:

рада бы помочь тебе, дружок;

сам ты мастер дворцы строить (приятные слова, похвала);

спасибо, друг, за приглашение лестное.

Палочка-выручалочка всем отказывает по-разному, так как и адресаты, и просьбы различны.

Задание 59. Самый вежливый отказ – 4, так как в нём есть благодарность, вежливое обращение, объяснение причины отказа (что делает его убедительным).

В отказе 3 также есть вежливое обращение, вежливые слова «Я бы с удовольствием». Но Морской Царь может спросить о причине отказа. Наверное, отказы 1 и 2 могут рассердить Морского Царя.

Задание 60. Возможные варианты отказа:

1. О могущественный Морской Царь! Я бы с радостью остался в твоём царстве, но слишком люблю яркое солнышко и голубое небо. Я навсегда запомню красоту твоего сказочного царства. Подари мне на память самую скромную драгоценность из твоего сундука.

2. Спасибо тебе, Царь Морей, за твоё гостеприимство, за прекрасные подарки. Но мне надо возвращаться домой. Ничего нет лучше родного дома, близких людей. Но если позволишь, я иногда буду навещать тебя в твоём чудном дворце.

Задание 62. На каждый отказ Морской Царь может ответить:

1. Рыба-меч! Отведи глупого мальчишку в камышовую темницу, пусть подумает о том, как следует разговаривать с царём.

2. Не отпущу домой невежу, пока на коленях не попросит прощения.

3. Почему же ты не можешь остаться? Объясни, что не по нраву тебе в моём царстве.

4. Я понимаю тебя. Если есть у тебя родители, ступай к ним. Так велит сыновний долг. Возьми из сундука подарок для твоей мамы.

Задание 63. Примеры диалогов:

Учитель. Миша, отвечай на вопрос.

Миша. Я не могу отвечать сегодня.

Учитель. Почему?

Миша. Извините, Людмила Васильевна, мы вчера очень поздно вернулись домой из деревни от бабушки. Я очень устал. Не смог подготовиться.

Учитель. Жаль, Миша, с тобой этого раньше никогда не случалось.

Я спрошу тебя завтра.

***

Сашенька. Мне надоел этот ящик, давай поиграем.

Коля. Саш, ещё 10 минут осталось до конца матча. Сейчас закончится, и поиграем.

Сашенька. Ладно, я понимаю. Это же твоя любимая команда выигрывает.

***

Мама. Катя, не забудь пропылесосить ковёр. Он очень пыльный.

Катя. Мамуль, прости, сегодня не смогу. Завтра контрольная по математике, надо подготовиться. Завтра обязательно сделаю.

Мама. Ну хорошо. Только не забудь, раз обещала.

 

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

 

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправ-ленной познавательной деятельности.

 

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предпо-ложение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

ΙV. Итог урока.

 

 

 

– Расскажите, как сделать свой отказ вежливым, необидным.

– В каких случаях можно не заботиться о том, чтобы отказ был вежливым? (Если просьба нехорошая, злая, например, как у Дракона.)    4

– Сегодня мы говорили о том, какая реакция может быть на отказ выполнить просьбу.

– В каком случае отказ может быть принят, не вызовет обиды и раздражения?

– Если вы увидели, что отказ был воспринят с обидой, непониманием, то как это исправить?

– Кто или что вам помогло сегодня справиться с заданиями?

– Кто доволен своей работой?

– Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– Кто получил сегодня отметку? За что?

 

 

V. Домашнее задание.

 

 

Задания 64, 65.

 

 

Духовно-нравственное воспитание осуществляется на протяжении всего урока, т.к. обучение словесной вежливости связано с воспитанием общей культуры поведения, формированием доброго, уважительного отношения людей друг

к другу.

 

Деятельность учеников:

 – Приводить примеры ситуаций, в которых можно согласиться или отказать в выполнении просьбы.

 – Моделировать этикетный диалог: просьба; согласие; ответ на согласие.

 –  Моделировать этикетный диалог: просьба; отказ; ответ на отказ.

[ Скачать с сервера (51.5 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.