Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа

Окружающий мир
4 класс

Урок 25.Тема: КТО ВО ЧТО ВЕРИТ

Урок 25.

РАЗДЕЛ I. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

ГЛАВА IV. Многоликое человечество

Тема: КТО ВО ЧТО ВЕРИТ

Цели:

– Научить объяснять различия между людьми современного человечества: отличать верующих разных религий и атеистов.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

 

Ι. Постановка учебной проблемы.

 

 3  7  3

Постановку проблемы можно осуществить по тексту учебника, аналогично тому, как это было описано в методических разработках к темам 1–5. Для этого с учениками необходимо прочитать текст, отмеченный условным знаком проблемной ситуации, после чего организовать беседу по предложенным вопросам. Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока, который записывается на доску. К нему необходимо постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока.

Можно предложить другой способ постановки проблемы:

– Илюша и Анюта – брат и сестра, у них много общих воспоминаний, интересов. Часто ли у них могут совпадать переживания и мысли? (Да, часто.)

На доске появляется запись:

У родных брата и сестры много общего.

 

– Однажды между ними произошёл такой разговор (диалог разыгрывают заранее подготовленные ученики):

Анюта: Я боюсь идти по дороге, если её перебежала чёрная кошка.

Илюша: Ну ты прям как в каменном веке живёшь! Может, ты и в домового веришь?

Анюта: В домового, может, и не верю, а с приметами лучше не спорить.

– Одинаково ли думают Илюша и Анюта? (Нет, по-разному. Анюта верит в приметы, а Илюша – нет.)

На доске появляется запись:

Родные брат с сестрой думают по-разному.

– Какое вы заметили противоречие? Сформулируйте основной вопрос урока.

Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: Почему люди не могут думать одинаково?

Проблема урока записывается на доску. К ней необходимо постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока.

– Давайте составим план урока.

Учитель вместе с детьми составляет план урока.

Версии детей.

– Какие предположения вы можете сделать по проблеме урока?

Ученики совещаются в парах или группах, высказывают свои предположения, суть которых сводится к тому, что все люди разные, у каждого свои привычки, характер, происхождение и т.п.

Учитель вывешивает на доску плакат с изображением большой ромашки с четырьмя лепестками. В центре ромашки надпись: «Многоликое человечество. Мы разные…». В основании каждого лепестка есть место для подписей, размещённых на отдельных карточках:

 «По внешнему облику»;

 «По национальности»;

 «По месту рождения и проживания»;

 «По взглядам на мир».

По мере того как дети вспоминают отличия людей друг от друга, учитель прикрепляет карточки с подписями на лепестках. Затем учитель раздаёт группам учеников по 1–2 листа с фразами и рисунками, иллюстрирующими многоликость человечества (рисунки можно сделать очень условными, в стиле дорожных знаков.) Перечень фраз и иллюстраций может быть таким:

1. «Верующие разных религий» – христианский священник с крестом, мулла в чалме возносит руки к небу.

2. «Атеисты» – два человечка с плакатом «Бога нет!».

3. «Граждане разных государств» – два человечка: один с флагом России, другой с флагом США.

4. «Европеоидная раса» – светлокожий человек.

5. «Монголоидная раса» – желтокожий человек.

6. «Негроидная раса» – чернокожий человек.

7. «Люди разных народов» – один человечек с плакатом: «Мы – русские», другой человечек с плакатом «Мы – немцы».

Представители от групп должны разместить свои листы в том или ином лепестке ромашки, объяснить свой выбор. Таким образом, ученики актуализируют и систематизируют свои знания по теме «Многоликое человечество». Если вы используете предложенные выше фразы, то их расположение по лепесткам должно быть таким:

Лепесток «По внешнему облику» – фразы 4, 5, 6.

Лепесток «По национальности» – 7.

Лепесток «По месту рождения и проживания» – 3.

Лепесток «По взглядам на мир» – 1, 2.

Если лист со словом «атеисты» вызовет затруднение, его можно прикрепить к краю доски и разместить на схеме позднее.

 

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

II. Поиск решения проблемы.

2  4  1  2  3  1

1. Общие черты религиозных верований.

– Обратите внимание на лепесток «По взглядам на мир». Вы разместили сюда карточку «Верующие разных религий». Какие религии вы уже знаете?

Ученики могут вспомнить веру в духов (материал темы «Первобытный мир – первые шаги человечества»), христианство, ислам (материал темы «Эпоха Средних веков – между Древностью и Новым временем».)

– Какие общие черты есть у всех религий?

Ученики могут высказать свои предположения, их можно записать на доску ключевыми словами или в виде символов. Если ученики затрудняются, предложите им выполнить задание к рисункам на с. 91. После того как задание выполнено, снова вернитесь к вопросу: «Что общего есть во всех религиях?». С помощью учителя ребята должны прийти к выводу, что религия – вера в сверхъестественные силы (духов, богов, Бога.) Поклонение этим силам предполагает:

– посредников между богом и человеком (можно предложить дать название каждому (на картинках): колдуны, жрецы, шаманы, священнослужители);

– места для поклонений (рощи, ручьи, идолы, храмы);

– обряды (молитвы, иногда жертвы и т.д.), в которых используются различные священные предметы.

Проверка вывода осуществляется по тексту фрагмента «У Бога милости много» – можно прочитать фрагмент целиком по цепочке или выборочно, ориентируясь на выделенные слова.

2. Верующие и атеисты.

– Как вы думаете, все люди на планете верят в каких-нибудь богов? (Ученики могут высказать разные мнения, нужно поддержать тех, кто скажет, что не все люди верят в богов.) А как такие люди называются? (Если ученики затрудняются, обратите их внимание на карточку «Атеисты».)

– Рассмотрите рисунки на с. 92. Определите, кого из героев рисунков можно назвать верующими, а кого атеистами? (Ответы учеников.) С кем из них вы бы согласились, кто из них прав? (Ученики могут высказать разные предположения, может возникнуть спор. Необходимо добиться аргументации мнений: «Я думаю, что прав …, потому что…». Хорошо, если кто-нибудь догадается, что каждый по-своему прав, каждый может думать так, как считает нужным и т.п.)

– Вы не первые, кто спорит из-за религиозных взглядов на мир. Вспомните, когда в истории такие споры приводили к серьёзным конфликтам, даже войнам? (Можно вывесить Ленту времени всемирной истории, «Реку времени Российской истории».)

 Ученики вспоминают крестовые походы, разрушение церквей в начале XX века большевиками и др.

– Так кто же был прав в споре о том, во что надо верить? (Ученики снова возвращаются к мысли, что каждый сам для себя должен выбрать, во что верить, а во что нет.)

Проверка выводов осуществляется по тексту фрагмента «Свобода совести». Дети помещают карточку «Атеисты» в лепесток схемы «По взглядам на мир».

Можно остановиться на вопросе нетерпимости церкви к другим вероисповеданиям и атеизму (задание на с. 93.) Примером служит трагедия Джордано Бруно. Учитель может рассказать, что учёный Бруно пытался выяснить истину: какое небесное тело вращается вокруг какого – Солнце вокруг Земли, как считалось католической церковью, или наоборот. Когда он выяснил, что на самом деле Солнце стоит на месте, церковь признала его еретиком. За то, что он усомнился в принципах веры и не отрёкся от ложного, по их мнению, убеждения, его сожгли на костре. Спустя 300 лет к власти в нашей стране пришли революционеры-атеисты (можно вспомнить, как назывались эти люди и кто их возглавлял.) Их противниками были и служители церкви, например патриарх Тихон. Отталкиваясь от этой ситуации, можно указать, что с учёным Бруно и патриархом Тихоном поступили по законам их времени и спросить: могут ли подобные расправы быть признаны законными в наши дни? В ходе беседы надо подчеркнуть, что на сегодняшний день общечеловеческое правило гласит: «Во что верить, а во что нет, человек может решать только сам», и ни одна церковь или группа людей не имеет права насильно привлекать на свою сторону людей или заставлять их отрекаться от своих убеждений. Таким образом, одним из самых важных прав каждого человека является свобода совести.

 

3. Разнообразие религий мира.

– Вспомните, что необходимо верующим людям для богослужения? (Храмы, книги, священные предметы.)

– Что вы видите на заставке к нашему уроку?

Учитель вместе с учениками устанавливает, что в заставке использованы изображения священных предметов и изображения основателей религий: икона (Иисус Христос), рисунки (Будда, Конфуций, Мухаммед), скульптуры (Шива и Лао-цзы) – см. подписи к изображениям на с. 94–95. Работу можно организовать по группам. Для этого иллюстрации из заставки распределяются по одной в каждую группу, предлагается задание:

 

1. Определите, как выполнено изображение (икона, рисунок, скульптура.)

2. С помощью с. 94–95 учебника определите, кто изображён на иллюстрации, к какой религии относится.

– Все изображения разные, по-разному выполнены, но что же их всех объединяет?

Ученики вместе с учителем подбирают разные версии, приходят к выводу, что все это памятники человеческой культуры, искусства. Для этого необходимо вспомнить, что такое культура («Моё Отечество», тема «Золотые ворота» в Древнюю Русь») – всё полезное или красивое, что создано людьми, а не природой.

– Можно ли считать хорошим поступком уничтожение какого-нибудь из этих памятников культуры? Например, если верующий одной религии уничтожит памятник другой религии?

Ученики совещаются в парах или группах, высказывают свои мнения, объясняют их. Ребята могут догадаться, что уничтожение священного для верующего предмета – это оскорбление, по «золотому правилу нравственности» – это плохой поступок. Кроме того, любоваться памятником культуры может человек любой религии (или атеист), он может быть интересен для разных людей. Значит, уничтожение любого памятника культуры – это вред всему человечеству.

Проверить предположения можно по тексту фрагмента «Пути духовных исканий».

 

 

ΙII. Самостоятельное применение знаний.

2 4 1 2 3 1

В конце урока необходимо вернуться к проблеме, поставленной ранее.

– Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? (Почему люди не могут думать одинаково?)

– Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?

 

Ученики совещаются в группах, и представители от групп предлагают свой вариант решения проблемы. С помощью учителя ученики должны прийти к выводу, что все люди разные, в том числе и по взглядам на мир. Есть люди, которые верят в сверхъестественное, и есть атеисты. Каждый может остаться при своём мнении, но это не должно помешать Илюше и Анюте остаться братом и сестрой, нам всем добрыми друзьями.

Применение нового знания можно организовать с помощью вопросов 1–6 после текста. Не обязательно отвечать в классе на все вопросы, отберите один-два, понравившиеся детям, а остальные можно дать желающим на дом.

 

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

 

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать

предстоящую работу (составлять план.)

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

 

ТОУУ

IV. Домашнее задание.

Обязательное для всех: выполнить одно из заданий рабочей тетради к теме 17, выбрав из тех, которые не были сделаны в классе. Учитель может предложить желающим ученикам прочитать тему целиком, а также выбрать творческое задание:

1. – Нарисуй плакат, призывающий людей к уважению чужой веры, других взглядов на мир.

2. – С помощью родителей подбери по одному примеру государств или народов, исповедующих какую-нибудь религию.

 

 

 

V. Итог урока.

4

– Какую работу мы сейчас выполняли?

– Чему научились?

– Кто с ней справлялся легко?

– Кому пока было трудновато?

– Кто или что вам помогло справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– Какую бы отметку вы себе поставили?

 

 

[ Скачать с сервера (372.5 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.