Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа

Риторика
4 класс

Урок 25. Тема: Что такое рассказ, его части

Риторика

 РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ

Урок 25.

Тема: Что такое рассказ, его части

Цель:

Объясняем детям особенности рассказа как речевого жанра:

– знакомим их с частями, из которых состоит рассказ;

– учим составлять устные и письменные рассказы по картинкам и фрагментам текста;

– учим составлять свои собственные рассказы о весёлых и памятных событиях своей жизни для разных адресатов.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

 

Ι. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.

 

 

 

3        3   3

1. Беседа.

– Давайте вспомним, с каким видом текста вы ознакомились на прошлом уроке. Какие ещё виды текста бывают? (Ответы детей.)

– Сегодня, ребята, мы ознакомимся с другим видом текста – рассказом.

Как вы думаете, это аргументативный текст? (Правильно, неаргументативный.) Рассказ – это повествование о каком-нибудь случае, событии, происшествии. Этот случай или событие с чего-то начинается, продолжается и заканчивается.

– О каких событиях вы хотели бы рассказать?

– Правильно, о случаях, как вы нашли и вернули потерянную шапку;

как вы тонули в речке и вас вытащил спасатель; как сломалась машина и вам помогли добрые люди, вы можете составить рассказ.

– А про то, как ест ваша собака, как вы работали на огороде, как поёт ваш попугай, интересного рассказа, наверное, не получится, если в этих событиях нет яркого случая, нет развития действия.

– А трудно ли сочинить рассказ? Что для этого нужно?

– Сегодня мы узнаем, из каких частей состоит рассказ, чтобы научиться сочинять свои рассказы.

2. Работа по учебнику.

Задание 174.

Ученики обозначают части рассказа условными знаками и отвечают на вопросы.

– Итак, из каких частей состоит рассказ?


Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

 

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

ΙI. Открытие новых знаний.

3  4  6  2  3

Не всегда в рассказах есть вступление и заключение. Здесь можно было бы опустить заключение и сократить вступление.

Возможные темы рисунков:

– мышонок, который ныряет в снег, видны только задние лапы и хвост.

Рядом – нога девочки. Этот момент важный, так как это развязка;

– лес, горки, лыжники (вступление);

– ёлка, пушистый снег, мышонок (завязка). И т.д.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

 

 

III. Развитие умений. Применение знаний.

1  3  2

1. Работа в учебнике.

Задание 176.

Части рассказа, которыми надо его продолжить: развитие действия,

кульминация, спад, развязка, заключение.

Материал для учителя. (Продолжение сказки Дональда Биссета.)

Оказывается, Чарли даже не вставал в этот день с постели. Он слишком устал накануне вечером и не успел ещё как следует отдохнуть. Он крепко спал и жевал во сне бутерброд.

А мэр города сэр Уильям очень сердился. Он не знал, как зажечь уличные фонари.

И тут Сьюзи пришла в голову удачная мысль. Она побежала назад к пещере Комодо и привела дракона в город. Они вдвоём обошли все улицы, дракон извергал огонь и зажигал подряд все фонари.

Жители города очень обрадовались. С тех пор они совсем перестали бояться дракона. И каждый год, когда фонарщик Чарли уезжал в отпуск, они звали Комодо зажигать на улицах города фонари.

Задание 177.

Части рассказа: завязка, развитие действия, кульминация, спад

действия, развязка.

Автор посмеивается над Зайцем, который захотел быть страшным зверем, но всё равно в душе остался зайцем.

Вывод: даже если вставишь железные зубы, чтобы тебя боялись, привычки твои не изменятся и ты останешься прежним.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

 

3. Формируем мотивацию к обучению и

целенаправленной познавательной деятельности.

 

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

 

 

 

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать

и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

 

ΙV. Итог урока.

– Что нового узнали сегодня на уроке?

 

 

V. Домашнее задание.

– Напишите, какое продолжение могло бы быть у этой истории.

– Приготовьтесь рассказывать её в классе. Подумайте о несловесных средствах выражения.

Возможное продолжение рассказа.

Козёл и Заяц очень подружились после этой истории. Заяц остался жить вместе с Козлом, чтобы защищать его от Волка.

И вот однажды ночью к ним пришёл Волк.

– Лучше сам выходи, Козёл, всё равно тебя съем!

– А вот и нет, не боюсь я тебя! У меня охранник есть – страшный зверь с железными зубами!

Надел Заяц на морду жуткую маску, высунул в окно железные зубы.

Испугался Волк и убежал. Узнали в лесу про страшного зверя, и больше друзей никто не беспокоил.

 

 

[ Скачать с сервера (94.5 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.