Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа

Риторика
2 класс

Урок 23. Тема: План. Текст и план.

Урок 23.

Тема: План. Текст и план.

 

Цель:

Знакомим с планом-оглавлением, учим составлять план текста.

Учим соотносить текст и план, исправляя допущенные неточности.

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания

учебных успехов)

 

Ι. Актуализация знаний.

 

Беседа.

– Чем отличается подробный пересказ от краткого?

 

Познавательные УУД

1. Развиваем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

 

 

ΙΙ. Постановка учебной проблемы.

 

 

 

 

 

 

2  1  4  3  3

– Ребята, на уроках чтения вы не раз составляли план рассказа, сказки. Что вы для этого делали с текстом? (Делили текст на части. Выделяли части и озаглавливали их.) Скажите, пожалуйста, для чего это было нужно?

– Многие затруднились ответить на этот вопрос. Тогда я подскажу:

когда вы составляете план, вы начинаете лучше понимать содержание текста – что за чем происходило, почему случилось то или другое событие. А теперь представьте, что вы на уроке пересказываете статью из учебника – и запнулись, что-то забыли. Как вы думаете, план помог бы вам вспомнить, о чём надо говорить дальше?.. Конечно, помог бы, план – замечательный помощник не только на уроке. В наше время многие деловые люди составляют себе план дел на день или неделю.

– Как выдумаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

 

 

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

 

ΙΙΙ. Применение знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3  2  1  3  5

Работа с учебником.

 – Представьте, что перед вами несколько книжек на выбор – с красивыми обложками, рисунками. Как узнать, какую книгу выбрать, – книжки такие красивые... Какую страничку надо открыть, чтобы что-то узнать о героях, событиях?

– Конечно, надо открыть страничку с оглавлением. Оглавление – это план книги, который составил сам автор. Давайте ознакомимся с одним из таких планов.

 

Задание 33. Особое внимание обращаем на то, что из плана- оглавления мы узнаём о событиях, героях книги. Сообщаем о том, что такие планы-оглавления чаще всего встречаются в детских книгах.

– Скажите, пожалуйста, как в книге с оглавлением найти нужный отрывок, если ты хочешь его перечитать?

Чтение сведений на с. 24.

– В каких книгах вы встречали планы-оглавления?.. Прочитайте пункты планов из разных книг и постарайтесь правильно назвать эти книги, если вы с ними знакомы (читаем «Карло мастерит деревянную куклу и называет её Буратино» и т.д. – поочерёдно).

– Вы обратили внимание, что разные авторы по-разному записывают план – одни кратко, другие более подробно, большими предложениями?

– Один точно всё рассказывает читателю: «Карло ...», другой не называет героя, а смешно описывает его: «Красивый, умный и в меру упитанный».

Чтение сведений на с. 25.

 

Задание 34.

– Сейчас я предлагаю вам составить план-оглавление русской сказки «Лисичка-сестричка и волк». Основные события сказки и её героев напомнят рисунки.

Учащиеся рассматривают рисунки и определяют основное содержание каждого рисунка, затем придумывают название.

 

Обращаем внимание учащихся на возможность различных формулировок пунктов плана, например: «Волк везёт лису-обманщицу» – «Битый небитого везёт» – «Простофиля волк». Показываем, как важно последовательно отразить все основные события в плане. Заметим, что пунктов плана может больше четырёх, так как рис. 3 и 4 дают возможность внести в план пункт, в котором рассказывается о том, как волк на реке ловит рыбу.

 

Задание 35. Ещё раз напоминаем о том, как важна в плане последовательность отражения событий сказки. Обращаем внимание учащихся на то, что количество пунктов плана может быть различным в зависимости от того, насколько подробно (или кратко) отражены события.

 

Беседа. Работа по учебнику.

Задание 36.

– Вы успешно составили планы к сказкам, но у вас была подсказка – рисунки. Художник сам отобрал основные события сказок. Теперь работаем без такой подсказки – читаем текст и составляем план. Но, может быть, кто-то наблюдательный заметит подсказку в тексте?

В беседе выясняем, что в тексте есть подсказка для составления плана – деление на абзацы. Каждый абзац – смысловая часть текста. Определив самое главное в каждой части, мы формулируем пункт плана.

 

 

Задание 37.

– Перед вами сложная работа: «рассыпался» текст! Но посмотрите – под текстом написан план. Он нам поможет собрать текст.

 

Задание 38. Сначала учащиеся читают текст и решают, не нарушена ли последовательность событий. Затем решают ту же задачу применительно к плану (в плане поменялись местами пункт 3 и пункт 5).

 

Задание 39. Помогаем учащимся разбить текст на смысловые части, обсуждаем различные варианты, предложенные детьми. Может быть такой вариант:

1 – до слов «К вечеру набежали...»;

2 – до слов «Он уже хотел звать на помощь...»;

3 – до слов «Не бойся...»;

4 – до конца. План учащиеся составляют самостоятельно.

 

 

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправ-ленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предпо-ложение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

ΙV. Итог урока.

 

 

 

– Сегодня мы говорили о том, что к тексту можно составить план. Кто скажет, что отражается в плане? (Основные события текста.) На что похож план? (На самый краткий пересказ.) Конечно, план отличается от пересказа: в нём не всё так связано, как в пересказе, пункты плана как бы отделены друг от друга.

– Какие подсказки в тексте помогают составить план? 4

 

– Кто или что вам помогло сегодня справиться с заданиями?

– Кто доволен своей работой?

– Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– Кто получил сегодня отметку? За что?

 

 

 

V. Домашнее задание.

 

 

Пересказы по плану текстов из заданий 38, 39.

 

 

Духовно-нравственное воспитание осуществляется на протяжении всего урока, т.к. обучение словесной вежливости связано с воспитанием общей культуры поведения, формированием доброго, уважительного отношения людей друг

к другу.

 

Деятельность учеников:

 – Различать подробный и краткий пересказ.

 – Пересказывать текст подробно.

 – Реализовывать краткий пересказ, пользуясь правилами сокращения исходного текста.

 – Объяснять, почему план можно сравнить с кратким пересказом текста.

 – Составлять план текста (сказки, рассказа) по сюжетным картинкам.

 – Составлять план текста для пересказа.

[ Скачать с сервера (60.0 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.