Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа

Окружающий мир
4 класс

Урок 23.Тема: КОРОЛИ, ПРЕЗИДЕНТЫ И ГРАЖДАНЕ

Урок 23.

РАЗДЕЛ I. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

ГЛАВА IVМНОГОЛИКОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

Тема: КОРОЛИ, ПРЕЗИДЕНТЫ И ГРАЖДАНЕ

Цели:

– создать образ эпохи Новейшего времени, учиться отличать современные явления, открытия, достижения от того, что было создано в другие эпохи.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

 

Ι. Постановка учебной проблемы.

 

 3  7  3

Постановку проблемы можно осуществить по тексту учебника, аналогично тому, как это было описано в методических разработках к темам 1–5. Для этого с учениками необходимо прочитать текст, отмеченный условным знаком проблемной ситуации, после чего организовать беседу по предложенным вопросам. Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока, который записывается на доску. К нему необходимо постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока.

Можно предложить другой способ постановки проблемы:

– Как называется самое большое общество людей, живущих на Земле? (Человечество.)

 

На доске появляется запись:

Человечество – одно общество.

– Посмотрите на карту мира на с. 82–83 учебника. Все люди Земли живут в одном государстве? (Нет, в разных.)

На доске появляется запись:

Человечество живёт в разных государствах.

– Какой у вас возникает вопрос? (Почему человечество одно, но живёт в разных государствах?)

– Сформулируйте основной вопрос урока.

Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: Почему все государства не объединятся в одно?

Проблема урока записывается на доску. К ней необходимо постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока.

– Давайте составим план урока.

Учитель вместе с детьми составляет план урока.

Версии детей.

Учитель предлагает детям высказать свои предположения (версии) по проблеме урока. Среди них могут быть такие:

– огромным единым государством тяжелее управлять;

– в каждом государстве свои традиции, обычаи, порядки. То, что нравится гражданам одного государства, может не понравиться гражданам другого.

От проблемы урока провести стрелки, под которыми ключевыми словами записать основные версии.

 

 

 

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

 

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

II. Поиск решения   проблемы.

2 4 1 2 3 1

1. Монархия и республика.

– Какими же порядками, обычаями могут отличаться государства? Прочитайте, как звучит тема нашего урока. («Короли, президенты и граждане».)

– Что обозначают эти понятия? (Короли и президенты – главы государств. Гражданин – человек, связанный с каким-либо государством, считающий его своим, пользующийся его защитой («Моё Отечество», 3-й класс.)

– Как называется глава государства в Великобритании? (Король, королева.) Как называется глава государства в России? (Президент.) Чем они отличаются?

Скорее всего, ученики затруднятся с ответом, хотя какие-то предположения могут быть. Можно обратиться к представленным фотографиям на с. 81. При знакомстве учеников с этими иллюстрациями у них формируется образное представление о различных правителях. Теперь ученики могут вспомнить ситуации, в которых они видели этих и других правителей, обсудить различие и сходства:

– в их облачении на торжественных церемониях (на президентах обычные общегражданские костюмы, а короли и императоры носят на голове короны (кроме того, имеют и иные отличительные признаки власти: мантию, скипетр и др.);

– в обращении к ним: обращение к королю «ваше величество» подчёркивает их особую роль среди всех жителей страны, которые именуются подданными; обращение к президентам «господин президент» ничем не отличается от обращения к любому гражданину страны: «господин Иванов», «господин учитель», «господин директор» и т.д.;

– в ритуалах при их появлении (при появлении и королей, и президентов звучат государственные гимны, выстаиваются почётные караулы, так как и те и другие – главы государств) и т.д.

– Найдите на с. 81 учебника, как называются государства, в которых правит король. Как называются государства, в которых правит президент? (Ориентируясь на выделенные слова, дети называют «монархия», «республика».)

– Так что же такое монархия? (Монархиями называют такие государства, в которых главой являются король, царь или император и власть передаётся по наследству.) Что такое республика? (Республиками называют такие государства, где власть передаётся в результате народных выборов.)

– Итак, часть человечества – граждане республик, а часть – подданные монархий.

На доску под версию «В каждом государстве свои традиции, обычаи, порядки» прикрепляем карточки «монархия», «республика».

2. Демократия и диктатура.

– Вспомните, что такое демократия? (Власть народа.) Как народ при демократии управляет государством? (Через выборы представителей власти, через всенародное голосование – референдум.) Рассмотрите рисунки на с. 84. Что вы видите? (Выборы, голосование.) Можно ли сказать, что на всех этих рисунках изображены действительно демократические порядки?

Ученики совещаются в парах, группах. Представители от групп предлагают свои варианты ответов, объясняют свои предположения. Вместе с учителем ученики должны прийти к выводу, что действительно демократические порядки изображены на рис. 1, 3 и 5.

– Придумайте, как назвать государство, в котором приняты другие порядки, изображённые на рис. 2, 4, 6? (Недемократические или иначе, как скажут дети.)

Найдите на с. 84 учебника, как называются государства, в которых нет демократии. (Ориентируясь на выделенные слова, дети называют «диктатура».)

– Так что же такое диктатура? (Государство, в котором один человек захватывает всю власть в стране в свои руки.)

– Итак, часть человечества живёт в демократических государствах, а часть – в недемократических.

На доску под версию «В каждом государстве свои традиции, обычаи, порядки» прикрепляем карточки «демократия», «диктатура».

 

 

ΙII. Самостоятельное применение знаний.

2  4  1  2  3  1

В конце урока необходимо вернуться к проблеме, поставленной ранее.

– Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? (Почему все государства не объединятся в одно?)

– Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?

Ученики совещаются в группах, и представители от групп предлагают свой вариант решения проблемы. С помощью учителя ученики должны прийти к выводу, что   единое человечество состоит из граждан разных государств. В каждом государстве сложились свои формы и способы правления: монархия или республика, демократия или диктатура. Не все государства согласятся отказаться от своих порядков и принять чужие. Возможно, подтвердятся и другие версии, высказанные ранее.

Применение нового знания можно организовать с помощью вопросов 1–7 после текста. Не обязательно отвечать в классе на все вопросы, отберите один-два, понравившиеся детям, а остальные можно дать желающим на дом.

 

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать

предстоящую работу (составлять план.)

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

 

ТОУУ

IV. Домашнее задание.

Обязательное для всех: выполнить одно из заданий рабочей тетради к теме 15, выбрав из тех, которые не были сделаны в классе. Учитель может предложить желающим ученикам прочитать тему целиком, а также выбрать творческое задание:

1. Продолжи диалог двух граждан разных государств:

 – Мне нравится, что в нашей стране сохранилась монархия. Это так здорово, потому что …

 – А по-моему, республика лучше, потому что …

 – Как интересно, что наши государства такие разные, но это не мешает нам дружить!

 2. Придумай, как в виде схемы можно изобразить демократию и диктатуру. Предложи товарищам догадаться, на какой схеме что изображено.

 

 

 

V. Итог урока.

4

– Какую работу мы сейчас выполняли?

– Чему научились?

– Кто с ней справлялся легко?

– Кому пока было трудновато?

– Кто или что вам помогло справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

 

– Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– Какую бы отметку вы себе поставили?

 

 

[ Скачать с сервера (360.5 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.