Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа

Окружающий мир
4 класс

Урок 23.Тема: Горные породы и минералы

Урок 23.

РАЗДЕЛ II. РУКОТВОРНАЯ ПРИРОДА

Тема: Горные породы и минералы

Цели:

 –  Сформировать у учащихся понятие о свойствах горных пород и минералов и о способах их использования людьми.

Оборудование: иллюстрации с изображением горных пород и минералов и способов их использования и добычи; коллекция наиболее распространённых горных пород, минералов и созданных из них материалов (гранит, уголь, мел, стекло, песок, глина, кирпич, цемент, бетон); коллекция «Гранит и его состав»; стакан.

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

 

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

 

4  3

 Прежде чем раскрывать содержание новой темы, надо выяснить с учениками, что они уже знают.

Отвечают на вопросы.

– Как называется и из чего состоит каменная оболочка Земли?

– Какие бывают вещества и материалы? Приведите примеры.

– Какими свойствами обладают твёрдые тела?

– У меня на столе разложены гранит, уголь, мел, стекло, песок, глина, кирпич, цемент, бетон. Как их назвать – тела, вещества, материалы?

(Тела, состоящие из веществ или искусственно созданных материалов.)

– Опишите их свойства.

 

– Это всё тела. Гранит, уголь, мел, песок, глина – природные; стекло, кирпич, цемент, бетон – искусственно созданные. (Описывают свойства.)

– Прочитайте диалог на с. 92. О чём рассуждают наши герои? Какой у вас возникает вопрос?

– Как из камня делают вещи?

– Попробуйте определить тему сегодняшнего урока.

– «Горные породы и минералы».

– Давайте составим план работы на основе этих вопросов.

План.  3

Учитель вместе с детьми составляет план урока.

– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)

– Какое умение формировали?

 

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

 

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

ΙΙ. Совместное открытие знаний.

4         5  6  7  2  4   3

1. Беседа.

– Где применяются горные породы? Какие их свойства при этом используют? (В строительстве. Они бывают прочные, а бывают пластичные, мягкие.)

Записывает на доске:

гранит – твёрдость

глина – пластичность, мягкость

– Можно ли изменить свойство горной породы? Как? (Да. Обжечь или расплавить.)

– Где применяются горные породы с изменёнными свойствами? (В случае затруднения можно обратиться к учебнику.) (В строительстве, при изготовлении посуды.)

– Вода и воздух при нагревании расширяются, а как себя ведут горные породы? Какие у вас будут гипотезы?

Высказывают предположения, но к единому мнению не приходят.

– Проверим на опыте (наливает кипяток в стакан).

Наблюдают.

– Почему стакан лопнул? Какое свойство стекла вы наблюдали? (Стекло расширилось при нагревании, но дно и стенки нагревались с разной скоростью, поэтому стакан лопнул.)

2. Работа в учебнике.

– Выполните задание на с. 94. Какие вещи человек получает, расплавляя горную породу? (В случае затруднения можно обратиться к тексту учебника.)

Выполняют задание.

– Какой материал самый твёрдый на Земле? Где он применяется? (Это алмаз. Его используют в медицине, в технике, для изготовления ювелирных украшений.)

– Горная порода состоит из одного минерала или из нескольких? (В случае затруднения можно обратиться к учебнику.) (Может состоять из одного, а может из нескольких).

3. Работа с коллекцией «Гранит и его состав».

Рассматривают образцы, определяют состав гранита, свойства гранита и его составных частей.

– Из каких частей состоит гранит? Гранит – твёрдый. А его составные части?

– Минералы состоят из неорганических веществ. Если раскрошить минерал, то будут его частицы сохранять его свойства или нет?

Наблюдают и делают вывод.

Проводит опыт с солью (при размельчении минерала галита солёность сохранится).

– Как мы ответим на вопрос урока?

– Человек научился обрабатывать  камень и использовать его в жизни.

 

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали?

 

 

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

 

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать

предстоящую работу (составлять план.)

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

 

ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний.

4 3 7 2 3 4 3  2

1. Работа в учебнике.

Вопросы на с. 97.

2. Работа в рабочей тетради.

Задания из рабочей тетради

(одно-два на выбор).

3. Проверочная работа № 13.

Задания, которые вызвали у детей затруднения, после замечаний учителя или одноклассников можно выполнить ещё раз в виде другого варианта.

 

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

 

 

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

 

 

ΙV. Домашнее задание.

Читать учебник (тема 21). Выполнить задания в рабочей тетради. Подобрать пословицы (поговорки, высказывания), в которых качества горных пород характеризовали бы качества человека.

 

 

V. Итог урока.

4

Обмен мнениями по результатам выполнения заданий.

– Что нового вы узнали на уроке?

– За какие качества человек ценит горные породы?

 

– Какую работу мы сейчас выполняли?

– Чему научились?

– Кто с ней справлялся легко?

– Кому пока было трудновато?

– Кто или что вам помогло справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– Какую бы отметку вы себе поставили?

 

 

 

 

Возможные ответы на задания проверочной работы № 13.

 

Вариант 1. 1. Необходимый уровень. Минералы и горные породы. Повышенный уровень. Стекло – твёрдый материал, он оставляет царапину на многих материалах. Глина – мягкий материал, он легко мнётся, продавливается. Стекло – хрупкий материал, его можно сломать, разбить, раскрошить. Глина – пластичный материал, ему можно придать любую форму. 2. Необходимый уровень. Горные породы состоят из минералов. Повышенный уровень. Гранит – прочный материал, изделия из него разрушить нелегко. Стекло – непрочный материал, изделия из него легко разрушить: они хрупкие. Глина – непрочный материал, изделия из него легко разрушить: они мягкие. Максимальный уровень. 1 – твёрдость; 2 – обжиг; 3 – асфальт; 4 – известняк.

 

Вариант 2. 1. Необходимый уровень. Минералы и горные породы. Повышенный уровень. Воск – мягкий материал, он легко мнётся, продавливается. Воск – пластичный материал, ему можно придать любую форму. Фарфор – хрупкий материал, его можно сломать, разбить, раскрошить. Фарфор – твёрдый материал, он оставляет царапину на многих

материалах. 2. Необходимый уровень. Горные породы – это природные сочетания минералов. Минералы – это природные неорганические вещества. Повышенный уровень. Бетон – прочный материал, изделия из него разрушить нелегко. Воск – непрочный материал, изделия из него легко разрушить: они мягкие. Фарфор – непрочный материал,

изделия из него легко разрушить: они хрупкие. Максимальный уровень. 1 – глина; 2 – стекло; 3 – цемент; 4 – кирпич.

[ Скачать с сервера (363.0 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.