Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа

Русский язык
2 класс

Урок 23 (19). Тема: Озаглавливание текстов.

Цель:

  развитие умений разграничивать тему широкую и узкую, выявлять связь заглавия с темой или главной мыслью текста, подбирать заглавие, отражающее широкую или узкую тему.

 

Символы:

Н

П

М

 Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

 

Ι. Актуализация знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Откройте тетрадь.                                    4   3

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

1.  Блицопрос.

Задание выводится на слайде или индивидуально раздаётся каждому ученику.

 

Указать в тетрадях правильные утверждения значком «+» около

цифры задания, неправильные – значком «–» . Номера заданий 1, 2, 3, 4, 5 ученики записывают в тетрадях в столбик.

1. Текст состоит из слов.

2. Предложения в тексте связаны по смыслу.

3. В тексте предложения могут располагаться в любом порядке.

4. После текста пишется заглавие.

5. В заглавии может быть отражена тема текста или главная мысль.

Проверка может проводиться с выведением на слайде значков «+» и «–» рядом с заданиями или в виде взаимопроверки с последующей сверкой со слайдом. При необходимости прокомментировать варианты ответов.

2. Проверка тестовых заданий №6, 7, тема 3, Рабочая тетрадь, 2-й кл.

– В чём отличие между словами солнце и солнышко?

– Почему к тексту не подходит заглавие «Солнышко»? (О солнышке говорят ласково, нежно, любуются им, а в тексте говорится о разной работе, которую производит солнце, это тяжёлый труд.)

– Почему не подходит 3-й вариант ответа – «Неутомимый труженик»? (Это не тема, а главная мысль, основное содержание, автор хотел показать, какая огромная энергия заключена в солнце.)

– Какой вариант ответа подходит для задания №7? Почему? (Именно труд солнца составляет основное содержание, главную мысль текста.)

– Назовите слово, которое характеризует труд солнца. (Неутомимый.) Как вы это понимаете? (Непрерывный, без отдыха.)

3. Словарно-орфографическая работа.

– Запишите слово, которым называют:

а) домашнее животное семейства псовых, родственное волку (собака);

б) маленького человека мужского пола (мальчик);

в) один раз (однажды).

– Разделите эти слова на слоги.

Учитель приводит примеры устойчивых выражений со словом собака.

Собака на сене (о человеке, который сам не пользуется чем-либо и другим не даёт).

Собаку съесть (быть знатоком в деле, иметь большой навык, опыт).

Работа со словом мальчик в Орфографической тетради на с. 17, со словом однажды – на с. 26.

4. Словарный диктант с предварительной подготовкой.

Упр. 37 в учебнике.

Ученики записывают слова под диктовку учителя с последующей самопроверкой.

5. Введение в тему урока.

Учитель записывает на доске: «Тема широкая и узкая».

– Что нам предстоит выяснить? Задайте вопросы по теме урока.

– Что такое узкая тема?

– Что такое широкая тема?

 

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

 

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения).

 

 1  3  1

Проблемная ситуация.

Учительница Елена Сергеевна сказала детям, что они на уроке будут писать сочинение, и дала такие темы: «Зима», «Первый снег»,

«Как мы лепили снежную бабу», «На катке».

– На какие темы ученики напишут похожие сочинения, а на какие темы работы могут получиться разные? Почему вы так думаете?

Поиск решения.

– Какие темы вы могли бы отнести к широким, а какие к узким? Ваши предположения объясните.

Сделайте вывод: что такое широкая тема? (О чём-то общем, не очень ясном.)

– Что такое узкая тема? (О чём-то конкретном, точном.)

 

– Составим план урока.

 

План (примерный)

1.     Заглавие, которое отражает широкую тему.

2.     Заглавие, которое отражает узкую тему.

3.     Заглавие, наиболее подходящее к тексту.

 

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

– Какой кружок обозначает это умение?

 

 

 

 

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

 

 

ΙΙI. Развитие умений – применение знания.

 

1  3  3  1

1. Игра «Найди узкую тему».

– Я называю широкую тему, а каждый ряд придумает свою узкую: «Каникулы», «Родная природа», «Люди и животные».

2. Работа по учебнику.

Упр. 40 – развивается умение разграничивать широкую и узкую тему в заглавии текста.

– Какое заглавие отражает широкую тему, а какое узкую? Какое из заглавий больше подходит к тексту?

3. Дополнительно: упр. 24, «Дидактический материал» – развивается умение выбирать заглавие, наиболее подходящее к тексту. Выборочно можно выполнить разные виды анализа: звуко-буквенный, правописный (поиск опасных мест в словах жил, часто).

 

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

 

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ΙV. Итог урока.

   4   4

– Ответьте на вопрос урока: чем отличается узкая тема от широкой? Какая тема должна находить отражение в заглавии, чтобы можно было сразу понять, о чём будет говориться в тексте? (Узкая.)

 

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

 

 

 

 

 

 

ТОУУ

 

V. Домашнее задание.

 

 

Н. Упр. 25 («Дидактический материал»).

П. Придумать узкие темы, если известна широкая – «Наша школа», «Космос», «Спорт».

 

 

 

Деятельность учеников:

 – Отличать текст от набора предложений, записанных, как текст.

 Озаглавливать текст; выбирать подходящее заглавие из данных.

[ Скачать с сервера (75.5 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.