Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа

Риторика
4 класс

Урок 22. Тема: Вступление и заключение

Риторика

 ТЕКСТ

Урок 22.

Тема: Вступление и заключение

Цель:

Знакомим детей с вступлением и заключением, их структурно-смысловой ролью в рассуждении.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

 

Ι. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.

 

3  3  3

Чтение диалога Коли и Риторика.

Обсуждение диалога. Анализ схемы (с. 111).

– Какова роль вступления и заключения? (Если вступление готовит к восприятию тезиса, то заключение подчёркивает его справедливость.)

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

ΙI. Открытие новых знаний.

3 4 6 2 3

Задания 160.

Подготовить устные рассуждения.

Постановка проблемы для рассуждения (для чтения или рассказывания учителем по рассказу Л. Ивановой).

 

Однажды я видела, как ребята играли в мяч. Захотели посоревноваться, кто дальше выбьет его ногой.

Один удар, другой, третий, и вдруг – дзинь! – летит стекло. Ребята сразу разбежались, будто их ветром сдуло. Конечно, начались поиски виновника. Впрочем, долго его искать не пришлось, один мальчик сам подошёл к рассерженной хозяйке окна и признался: «Это сделал я».

Как будто ничего особенного, правда? Большинство из вас скажет: так и нужно было поступить. Но посмотрели бы вы на этого мальчика: чтобы признаться, он собрал всё своё мужество. И оно действительно требовалось здесь, потому что соседка была очень сердитая <...>

– И охота тебе высовываться? – спросила я. – Она никогда не догадалась бы, кто попал в окно.

– Я знаю, – ответил он, – что она бы не догадалась. Но я постановил научиться всегда говорить правду.

Он сказал это удивительно серьёзно и даже торжественно; я порадовалась, что не помешала его мужеству своим сочувствием. Он был маленький и худенький, этот мальчик, но в моей памяти он остался очень сильным человеком...

– Не забудьте выдвинуть тезис в ответ на поставленный вопрос.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

 

III. Развитие умений. Применение знаний.

1  3  2

Работа в учебнике.

Задание 161.

Рассуждение начинается с вопроса – это вступление к ответу: тезису, который высказывается как предположение («Мне кажется...»). Концовка рассуждения начинается обычными словами («Вот почему ...», и заключительные слова в этом тексте совсем не обязательны).

Смысл задания – показать взаимодействие рассуждения, описания, повествования, где эти части текстов служат ответом на вопрос: «Почему черёмуха не отомстила людям?».

Задание 162.

Вступление к статье Д.С. Лихачёва – первый (вступительный) абзац.

Тезис сформулирован во втором абзаце. Лихачёв Дмитрий Сергеевич (1906–1999) – советский литературовед, писатель, выдающийся исследователь древнерусской литературы, академик Российской академии наук, лауреат Государственной премии.

Заключение и концовку трудно выделить в этом тексте. В данном случае важны обоснования. Первое предложение «Восторг перед просторами...» завершает тему и может считаться концовкой. «Издавна русская культура ... считала благом для человека» – обобщение, вывод, тесно связанный с концовкой.

Дети знают слово «этикет» (установленный порядок поведения, обхождения), так как знакомы с понятием «речевой этикет». Объясняем значение слова «этика» – учение о законах, принципах, нормах поведения, принятых в обществе; эстетика – учение, в основе которого лежит понятие красоты, изучение форм прекрасного в природе и в жизни.

Задание 164.  Содержит материал, который позволяет показать, что вывод выражает ту же мысль, что и тезис. («Если ты научишься быть верным слову в малом, научишься этому и в большом».) Поэтому при наличии тезиса вывод может отсутствовать.

Главное назначение задания – развернуть предложение так, чтобы получился полный текст рассуждения:

...например, вставать рано, делать зарядку, готовить маме завтрак...

...и если ты навестишь больного друга, напишешь письмо бабушке, купишь картошку, свёклу, морковь (маме трудно это нести), у тебя будет...

...вырастет крепкий, стойкий могучий дуб.

Мне очень бы хотелось стать человеком, у которого есть воля.

Задание 165.  

Я уже давно принимаю и выполняю всякие маленькие решения (принимаю их сам). Но, увы, на большие дела меня не хватает. И по-настоящему я сам себе даю лёгкие обещания, которые нетрудно выполнить.

 

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

 

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и

целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать

и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

 

ΙV. Итог урока.

– Что нового узнали сегодня на уроке?

 

 

V. Домашнее задание.

Задание 166.

Запиши свои вопросы с «почему». Тогда игра пойдёт живее, в более

быстром темпе.

 

[ Скачать с сервера (56.5 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.