Риторика |
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
Ι. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи. | 3 3 3 Чтение диалога Коли и Риторика. Обсуждение диалога. Анализ схемы (с. 111). – Какова роль вступления и заключения? (Если вступление готовит к восприятию тезиса, то заключение подчёркивает его справедливость.) | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. |
ΙI. Открытие новых знаний. | 3 4 6 2 3 Задания 160. Подготовить устные рассуждения. Постановка проблемы для рассуждения (для чтения или рассказывания учителем по рассказу Л. Ивановой).
Однажды я видела, как ребята играли в мяч. Захотели посоревноваться, кто дальше выбьет его ногой. Один удар, другой, третий, и вдруг – дзинь! – летит стекло. Ребята сразу разбежались, будто их ветром сдуло. Конечно, начались поиски виновника. Впрочем, долго его искать не пришлось, один мальчик сам подошёл к рассерженной хозяйке окна и признался: «Это сделал я». Как будто ничего особенного, правда? Большинство из вас скажет: так и нужно было поступить. Но посмотрели бы вы на этого мальчика: чтобы признаться, он собрал всё своё мужество. И оно действительно требовалось здесь, потому что соседка была очень сердитая <...> – И охота тебе высовываться? – спросила я. – Она никогда не догадалась бы, кто попал в окно. – Я знаю, – ответил он, – что она бы не догадалась. Но я постановил научиться всегда говорить правду. Он сказал это удивительно серьёзно и даже торжественно; я порадовалась, что не помешала его мужеству своим сочувствием. Он был маленький и худенький, этот мальчик, но в моей памяти он остался очень сильным человеком... – Не забудьте выдвинуть тезис в ответ на поставленный вопрос. | 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
III. Развитие умений. Применение знаний. | 1 3 2 Работа в учебнике. Задание 161. Рассуждение начинается с вопроса – это вступление к ответу: тезису, который высказывается как предположение («Мне кажется...»). Концовка рассуждения начинается обычными словами («Вот почему ...», и заключительные слова в этом тексте совсем не обязательны). Смысл задания – показать взаимодействие рассуждения, описания, повествования, где эти части текстов служат ответом на вопрос: «Почему черёмуха не отомстила людям?». Задание 162. Вступление к статье Д.С. Лихачёва – первый (вступительный) абзац. Тезис сформулирован во втором абзаце. Лихачёв Дмитрий Сергеевич (1906–1999) – советский литературовед, писатель, выдающийся исследователь древнерусской литературы, академик Российской академии наук, лауреат Государственной премии. Заключение и концовку трудно выделить в этом тексте. В данном случае важны обоснования. Первое предложение «Восторг перед просторами...» завершает тему и может считаться концовкой. «Издавна русская культура ... считала благом для человека» – обобщение, вывод, тесно связанный с концовкой. Дети знают слово «этикет» (установленный порядок поведения, обхождения), так как знакомы с понятием «речевой этикет». Объясняем значение слова «этика» – учение о законах, принципах, нормах поведения, принятых в обществе; эстетика – учение, в основе которого лежит понятие красоты, изучение форм прекрасного в природе и в жизни. Задание 164. Содержит материал, который позволяет показать, что вывод выражает ту же мысль, что и тезис. («Если ты научишься быть верным слову в малом, научишься этому и в большом».) Поэтому при наличии тезиса вывод может отсутствовать. Главное назначение задания – развернуть предложение так, чтобы получился полный текст рассуждения: ...например, вставать рано, делать зарядку, готовить маме завтрак... ...и если ты навестишь больного друга, напишешь письмо бабушке, купишь картошку, свёклу, морковь (маме трудно это нести), у тебя будет... ...вырастет крепкий, стойкий могучий дуб. Мне очень бы хотелось стать человеком, у которого есть воля. Задание 165. Я уже давно принимаю и выполняю всякие маленькие решения (принимаю их сам). Но, увы, на большие дела меня не хватает. И по-настоящему я сам себе даю лёгкие обещания, которые нетрудно выполнить.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
| Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре.
|
ΙV. Итог урока. | – Что нового узнали сегодня на уроке?
| |
V. Домашнее задание. | Задание 166. Запиши свои вопросы с «почему». Тогда игра пойдёт живее, в более быстром темпе. | |
Всего комментариев: 0 | |
| |