Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа

Русский язык
2 класс

Урок 22 (18). Тема: Озаглавливание текстов.

Цель:

  развитие умений понимать тему и главную мысль текста, самостоятельно подбирать к тексту заглавие.

 

Символы:

Н

П

М

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

 

Ι. Актуализация знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

1. Словарная работа.     4  3

Беседа на основе материалов, подготовленных учениками дома.

– Что обозначает слово артист? (Человек, занимающийся творчеством и публично исполняющий произведения искусства: актёр, певец, музыкант, балерина.)

– Какие бывают артисты? (Цирковые, эстрадные, кино, театра.)

– Какие у вас есть любимые артисты?

Дети называют известных и любимых артистов.

– Кто бывал в театре? Расскажите о его посещении, спектакле, который смотрели.       Рассказы детей.

– Что же такое театр? (У слова два значения: 1) представление драматических произведений на сцене; 2) само помещение, где представляют на сцене такие произведения.)

– Какие вы знаете театры? (Драматический, оперы и балета, театр юного зрителя, кукольный, пантомимы и др.)

– Запишите и сравните эти два слова – артист и театр.

– По каким признакам их можно сравнить? (Вопрос, ударение, количество слогов, звуков и букв.)

Ставят ударение, подчёркивают букву безударного гласного.

Работа в Орфографической тетради со словом артист на с. 1, со словом театр – на с. 44.

На слайде (или на обратной стороне доски) слова: партер, сцена, декорация, грим, роль. Учитель спрашивает, как понимают ученики слова партер (нижняя часть зрительного зала), декорация, грим (оформление лица для игры на сцене).

Задание: выписать слова в два столбика: в один – те, что относятся к слову артист, в другой – к слову театр.

2. Проверка домашнего задания.

Упр. 36.

– Чьё стихотворение вы записывали дома? Какое у него заглавие?

– В каких строчках выражено авторское отношение к сказке? Какая в стихотворении главная мысль?

– Прочитайте стихотворение в парах выразительно.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

 

 

II. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения).

 

 

1   3   1

– Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке.

– Зачем нужно заглавие к тексту?

– Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

На доске записывает тему: Заглавие текста.

Задание: сформулируйте цель урока по заданному началу:

Будем учиться…

Предположения учеников: соотносить название с темой и главной мыслью; находить ошибки; выбирать заглавия; самим озаглавливать тексты.

– Чем ещё не занимались специально, подробно? (Сами не озаглавливали тексты, а только сравнивали и выбирали заглавия.)

– Поэтому цель будет такой: будем учиться озаглавливать тексты, самостоятельно подбирать заглавие.

– Составим план урока.

 

План (примерный)

1.               Как озаглавить текст?

2.                Подбор заглавия к тексту.

 

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

– Какой кружок обозначает это умение?

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предполо-жение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

ΙΙI. Развитие умений – применение знания.

  

1  3  3  1

1. Учитель показывает на слайде (или записывает на доске) в столбик слова:

 

 

ПОНЯТЬ

НАЙТИ

СОЕДИНИТЬ

КРАТКО/ТОЧНО

 

– Перед вами ключевые (опорные) слова, по которым вам нужно составить план действий для того, чтобы озаглавить текст.

– Подготовьте на их основе связный ответ на вопрос: как правильно озаглавить текст? (Сначала нужно прочитать и понять, о чём текст. Затем найти слова, передающие тему или основную мысль. Потом соединить их и составить короткое сочетание или предложение. Оно точно должно соответствовать содержанию и смыслу текста.)

2. Работа по учебнику.

Упр. 38 – совершенствуется умение работать с заголовком – устанавливать связь заголовка с темой текста.

Учитель может предложить ученикам задание самостоятельно подобрать заглавие, которое передавало бы главную мысль текста (Хорошо весной в горах!).

– Какое слово выражает в этом заглавии авторское отношение? (Хорошо.)

Дополнительно: звуко-буквенный разбор слова поёт.

Один ученик выполняет на доске.

 

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе провести звуко-буквенный анализ?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

 

Упр. 39 – подбор по алгоритму заглавия текста на основе анализа его содержания и ключевых слов.

 Краткая беседа по содержанию.

– О ком говорится в тексте?

– Сколько в тексте частей? Назовите ключевые слова. (Серёжа, боялся, трусишка, стать храбрым.)

– Изменился ли мальчик?

– Что самое важное, главное в этом тексте?

– Легко или трудно быть храбрым?

– Как можно озаглавить текст? Воспользуйтесь алгоритмом, опирайтесь на тему или главную мысль текста.

Возможные варианты названия: «Трусишка»; «Как Серёжа решил стать храбрым»; «Трудно стать храбрым».

Работа со словарными словами собака, однажды, мальчик. Подчеркнуть букву безударного гласного.

Дополнительно: найти предложения в тексте упр. 39, в которых встречаются эти слова.

Выписать одно предложение на выбор с каким-либо из слов.

 

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

 

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ΙV. Итог урока.

 

 – Достигнута ли цель урока? (Да, учились озаглавливать тексты и поняли, что для этого нужно делать.)         4   4

 

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

 

 

 

 

 

 

 

 

V. Домашнее задание.

 

1. Подготовиться к словарному диктанту, упр. 37.

2. Задания №6, 7 (Тема 3), Рабочая тетрадь, 2-й кл.

 

 

 

Деятельность учеников:

  Озаглавливать текст; выбирать подходящее заглавие из данных.

  Осознавать связь заголовка с темой текста, с главной мыслью.

[ Скачать с сервера (79.0 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.