Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа

Риторика
2 класс

Урок 21. Тема: Подробный пересказ.

Урок 21.

Тема: Подробный пересказ.

Цель:

учим воссоздавать содержание исходного текста, не исключая важных для понимания содержания фактов и не добавляя того, чего в тексте нет.

 

Этапы урока

 

Ход урока

Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания

учебных успехов)

 

Ι. Актуализация знаний.

 

 

 

3

Беседа.

– На уроках вы часто слышите: «Перескажи текст». Как вы понимаете, что это такое – пересказ текста? Это тот же текст, что в книге, или другой?

 

 

Познавательные УУД

1. Развиваем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифи-цировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

 

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

 

ΙΙ. Постановка учебной проблемы.

 

3 3

– Сформулируйте тему урока.

Работа по учебнику.

– Вы высказали разные мнения. Давайте на конкретном примере посмотрим, что же такое пересказ.

Задание 18.

– Сравните текст и его пересказ. Они похожи?.. Но можно сказать, что это один и тот же текст?

– Да. Эти тексты очень похожи, и всё же это не один текст, а текст и его «двойник» – похож, но не тот же. Чем же пересказ отличается от исходного текста? (Изменены некоторые слова, предложения.) Какие?

– Пересказывая текст, мы какие-то слова заменяем другими, можем изменить некоторые предложения, потому что мы ведь не учили текст наизусть. Но эти изменения совсем небольшие, потому что мы стараемся передать текст близко к авторскому. Такой пересказ обычно называют подробным, близким к авторскому тексту.

Конечно, для того, чтобы так точно пересказывать, надо очень внимательно читать сам текст, понимать его.

 

 

ΙΙΙ. Применение знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1  2  3  1  4  2  2

Работа в учебнике.

Задание 19.

Обращаем внимание учащихся на то, что изменение или замена некоторых слов при пересказе вовсе не означают, что можно вносить в пересказ новые факты, добавлять «от себя». По аналогии анализируем два рисунка к сказке. Поясняем значения слов «копия» и «оригинал».

Чтение сведений на с. 17.

Задание 21.

– Сказки пересказывать нетрудно, они легко запоминаются, учебные тексты – намного труднее. Давайте посмотрим на один из таких текстов. Для того чтобы пересказать, надо сначала хорошо его понять.

 

Учащиеся определяют тему, основное содержание, озаглавливают

текст. Затем подчёркивают опорные слова, которые могут помочь при пересказе. Даём установку: «Представьте рыбку, летящую над морем серебристым самолётиком», чтобы легче было рассказывать. Выслушиваем одного-двух учеников, оцениваем точность пересказа, близость к авторскому тексту, но не требуем дословного пересказа.

Задание 22.

Обращаем внимание учащихся на то, что последняя часть текста опущена неоправданно, потому что в ней характеризуется особенность полёта рыбок – они не умеют рулить, поэтому иногда шлёпаются на палубу корабля.

Чтение сведений на с. 17 после задания 22.

– Вы обратили внимание на то, что правила в учебнике – это обычно небольшие тексты, но в них каждое слово сообщает что-то важное, основное? Поэтому при пересказе правил надо быть особенно внимательным, стараться ничего не пропустить, не исказить.

Задание 23. Могут быть выделены следующие опорные слова: переносятся, по слогам, одну букву нельзя оставлять, нельзя переносить. Таким образом убеждаемся, что в небольшом тексте правила почти все слова – опорные.

Шрифтом можно выделить слова по слогам, нельзя оставлять, переносить.

Пример незначительных изменений в тексте при пересказе правила: другой порядок слов в первом предложении – «С одной строки на другую слова переносятся по слогам».

 

 

Задание 24. Учащиеся находят неточность в пересказе правила. Эта неточность может привести к ошибке.

 

Работа над памяткой.

Задание 26. Обратить внимание детей на то, что такая памятка подходит для работы над пересказом большого текста. В памятку можно включить пункт о выделении опорных слов в тексте.

 

 

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

 

 

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

ΙV. Итог урока.

 

   4

 

– Кто или что вам помогло сегодня справиться с заданиями?

– Кто доволен своей работой?

– Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– Кто получил сегодня отметку? За что?

 

 

 

ТООУ

 

 

 

V. Домашнее задание.

 

 

Задание 25.

 

 

 

 

[ Скачать с сервера (53.5 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.