Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа

Русский язык
2 класс

Урок 21 (17). Тема: Связь заглавия с главной мыслью. Основные признаки текста.

Цель:

  выявлять признаки текста, находить ошибки в содержании текста, осознавать связь заглавия с темой и главной      мыслью.

Символы:

Н

П

М

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

 

Ι. Актуализация знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

1. Словарная работа.     4  3

Игра «Чепушина».

– Запишите слово народ по буквам в столбик. На каждую букву этого слова вспомните словарное слово и запишите его рядом. Поставьте ударение. Букву безударного гласного подчеркните.

Н – народ

А – арбуз

Р – ребята

О – однажды

Д – дорога

Работа со словом народ в «Орфографической тетради» на с. 22.

– Составьте «чепушину» (рассказ), используя эти слова.

– Получился ли у вас текст? Докажите.

Учащиеся вспоминают признаки текста, один из которых – предложения должны быть связаны по смыслу.

– Можно ли озаглавить вашу «чепушину»?

– Что вы знаете о заглавии? (Заглавие может сообщать то, о чём говорится в тексте (тему текста), или передавать его главную мысль (самое важное, что хотел донести до читателя автор.)

 

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

 

 

II. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения).

 

1   3   1

– Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке.

– Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

– Да, сегодня мы продолжим работу с текстом. Запишите тему: «Основные признаки текста».

– Составьте план в виде вопросов по теме, опираясь на словарную работу и игру «чепушина».

Эти вопросы следует записать на доске или вывести на слайде презентации.

План (примерный)

1. Какие есть признаки текста?

2. Чем отличается текст от группы предложений?

3. Что можно узнать из заглавия?

 

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предполо-жение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

ΙΙI. Развитие умений – применение знания.

1  3  3  1

1. Проверка домашнего упражнения 22, «Дидактический материал».

– Кто такая Варакушка?

– Как вы разделили это слово на слоги? А для переноса?

– Какое из заглавий вы выбрали? Почему? (Нужно найти ключевое слово, здесь ключевое слово Варакуша, умная и быстрая птичка.)

– Какое из заглавий связано с темой текста, а какое передаёт главную мысль? («Варакуша» – отражает тему, а «Мудрая птичка» и «Умница» – передаёт главную мысль – эти качества птички автор подчёркивает и восхищается этой птицей.)

2. Работа по учебнику.

– Сегодня вы уже выступали в роли авторов, составляя тексты «чепушины», а теперь попробуйте себя в роли редакторов. Кто такие редакторы, вы сможете ответить, выполнив упр. 35.

Упр. 35 – развивается умение находить и исправлять ошибки в тексте, определять их причину на основе знания признаков текста (заглавия текста и связи предложений по смыслу). Упражнение выполняется письменно (но следить за временем!), можно дать выборочную запись предложений о папиных или маминых книгах, здесь встречаются важные в лексическом и орфографическом плане слова.

Лексическая работа со словом заповедник по статье из толкового словаря. Можно дать сопоставление со словом зоопарк, указав на сходство и отличие значений этих слов.

– Ответьте на вопрос: кто такие редакторы? (Это те люди, которые исправляют, улучшают тексты.)

Учитель может сообщить, что есть такая профессия – редактор, человек, который проверяет и исправляет текст при подготовке к печати.

3. Дополнительное задание.

Упр. 23, «Дидактический материал» – самостоятельное редактирование текста.

4. Работа по учебнику.   4

Упр. 34 (словарный диктант).

– Назовите ключевые слова этого упражнения. (Россия, русский.)

– Какие из них пишутся с большой буквы? Почему?

– Прочитайте слова. Выберите по три слова или сочетания и продиктуйте их своему соседу. Затем сосед продиктует вам другие три слова или сочетания. Проверьте, обменявшись тетрадями. У кого нет ошибок, поставьте в тетрадях «+».

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

 

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

 

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ΙV. Итог урока.

 

– Давайте посмотрим на вопросный план, который мы составили в начале урока.

– На какие вопросы, поставленные к теме урока, вы можете дать ответ?

– Сопоставьте свои выводы с правилом в рамке из учебника (чтение текста в рамке, с. 33).       4   4

– Что бы вы ещё добавили в определение? (Предложения в тексте расположены в определённом порядке, заглавие может отражать главную мысль.)

 

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. Домашнее задание.

 

1. «Сверните» текст в рамке (с учётом добавлений) до одного ключевого слова по каждому пункту правила. Запишите эти слова в тетрадях.

2. Упр. 36.

П. Найти в толковом словаре, что обозначают слова артист, театр. Рассказать о своём посещении театра, любимых артистах, их игре.

 

 

 

Деятельность учеников:

  Озаглавливать текст; выбирать подходящее заглавие из данных.

  Осознавать связь заголовка с темой текста, с главной мыслью.

 

[ Скачать с сервера (74.5 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.