Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа

Риторика
4 класс

Урок 20. Тема: СКАЖИ МНЕ, ПОЧЕМУ... Основные части рассуждения. Аргументы.

Риторика

 ТЕКСТ

Урок 20.

Тема: СКАЖИ МНЕ, ПОЧЕМУ...

Основные части рассуждения. Аргументы.

Цель:

Вспоминаем основные части рассуждения (изученное во 2-м и 3-м классах).

Знакомим детей с видами аргументов и с требованиями к ним.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

 

Ι. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.

 

 

 

3  3  3

Беседа по схеме учебника (с. 101).

– Какие виды рассуждений по особенностям их основной части вы знаете? (Рассуждения-объяcнения и рассуждения-доказательства.)

– Вспомним, как называются в рассуждении-объяснении основные части текста. (Тезис, объяснение, вывод.)

– Запишем нужные названия в схему «Рассуждение-доказательство». (Естественно, основная часть будет называться иначе.)

– Сколько абзацев может быть в основной части? Как это показано на схеме?

– А теперь главное: часто ли в жизни мы встречаем рассуждения?

(Когда спрашиваем о чём-то и наш вопрос начинается с «почему».)

 

– Например?

(Учительница спрашивает, почему ты поставил здесь запятую.

Почему ты сегодня плохо выучил урок?

Почему братья-месяцы помогли сироте?

И ещё мы спрашиваем у авторов, например: почему вы не наказали злую мачеху за то, что она унижала и обижала Золушку?)

– И много-много других «почему». У поэта Владимира Орлова есть даже стихотворение «Почемучки и Потомучки». Какими вы представляете себе фантастические существа? Попробуйте их изобразить.

– А могут Почемучки превратиться в Потомучек?

Класс делится на две команды. Выбирается тема (предмет речи). Жюри оценивает отдельно вопросы с «почему» и ответы с «потому». Выигрывает та команда, которая наберёт больше баллов за интересные вопросы и отдельно за правильные ответы.

 

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

 

ΙI. Открытие новых знаний.

3 4 6 2 3

Задания 149–150.

Смешная сказка о двух глупых барашках позволяет показать, что тезис хочу (не хочу) с тобой разговаривать, дружить, беседовать

требует серьёзных, убедительных обоснований, что цвет барашков (чёрный–белый) не является доказательным аргументом тезиса. И в самом деле, когда набежали тучи, сверкнула молния и ударил гром, барашки потянулись друг к другу и поняли, что им есть о чём потолковать друг с другом. Что же они сказали друг другу: какой аргумент привели:

 

– Ты чёрный, а я белый, но оба мы барашки!..

– Ты белый, а я чёрный, но мы оба барашки!..

И оба эти аргумента доказывали тезис: «И я хочу с тобой беседовать и дружить».

Дети хорошо понимают глубокий смысл этой смешной истории (дело не в цвете кожи, не в одежде и т.д. – не это определяет отношения между людьми, а желание быть вместе).

Учитель обобщает: в рассуждении большое значение имеют аргументы, они должны быть убедительными, серьёзными – иначе тезис останется недоказанным.

Задание 151.

Смысл задания – научить различать:

– главную мысль абзаца (суждение);

– аргументы, её подтверждающие.

Задание облегчено тем, что суждения выделены в тексте.

Задание 152.

Знакомит детей с тем, что факты бывают различными. Приводятся

два типа фактов – по разным основаниям:

а) научные, экспериментальные – ненаучные, житейские;

б) конкретные – обобщённые (из жизни, из наблюдений). На схеме отчётливо видна структура аргумента с разного рода фактами.

Задание 153.

Во всех примерах суждения – первые предложения. В первом примере развивается мысль о том, что учитель «очень любил Москву», во втором – приводится факт, что Москва впервые упоминается в летописи 1147 года.

 

Суждение третьего предложения подкрепляется ссылками на иностранные источники. Суждение, что московское метро – лучшее в мире, подтверждается его описанием, той пользой, которую оно приносит людям.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

 

III. Развитие умений. Применение знаний.

1  3  2

1. Работа в учебнике.

Задание 154.

Выясняется несколько доказательств теоремы Пифагора. Дети выписывают их названия из главы «Стул невесты»: доказательство Евклида, метод сложения, метод разложения, метод вычитания, укладка паркета, стул невесты (другие, увы, в книге не упоминаются). Но и этого достаточно, чтобы убедительно проиллюстрировать мысль: доказательств может быть много и самых различных. Нередко учёные ищут не просто доказательства,

а самые короткие и экономные.

Задание 155.

Разговор Оли и Риторика о дружбе мальчиков с девочками. Важно обратить внимание на то, как умело Оля, вначале соглашаясь с Риториком, затем возражает ему. При этом она согласна с тем, что в жизни бывает иначе, дружить мальчику с девочкой трудно, их дружба вызывает насмешки и т.д. И вдруг после аргумента согласия делает неожиданный вывод («...лучше дружить девочке с девочкой, а мальчику с мальчиком»). Оба спорящих опираются на примеры из жизни – конкретные и обобщённые.

Задание 156.

Рисунки подсказывают те примеры, которые можно использовать,

отвечая на вопрос задания.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

 

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и

целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать

и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

 

ΙV. Итог урока.

– Что нового узнали сегодня на уроке?

 

 

V. Домашнее задание.

Предлагается выписать из любого учебника 3 вопроса с «почему» и ответить на эти вопросы письменно.

 

[ Скачать с сервера (59.5 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.