Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа

Русский язык
2 класс

Урок 20 (17). Тема: Связь заглавия и главной мысли текста.

Цель:

  развитие умения выявлять самое важное в содержании текста (главную мысль), соотносить заглавие с главной мыслью, выбирать подходящее к тексту заглавие.

 

Символы:

Н

П

М

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

 

Ι. Актуализация знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

1. Словарная работа.     4  3

На доске записаны слова:

медведь, лиса, петух, корова, комар, заяц, сорока, лягушка.

 

 

Учитель называет заглавие русской народной сказки – «Теремок», а дети должны выписать слова, относящиеся к этой сказке.

– Сколько слов нужно выписать? (5: лягушка, заяц, петух, лиса, медведь; в одноимённой авторской сказке С.Я. Маршака нет зайца.)

– В выписанных словах поставьте ударение, подчеркните букву безударного гласного.

– К каким словам можно подобрать проверочные?

– Вспомните и назовите сказки, в которых есть какие-то из этих героев. («Три медведя», «Лиса Патрикеевна» и др.)

 

2. Развитие умений устной речи – устанавливать связь названия с содержанием текста.

а) Работа по учебнику: упр. 33 – совершенствуется умение соотносить текст и заголовок, отражающий тему текста.

б) Проверка домашнего задания: упр. 21, «Дидактический материал».

– О чём (о ком) в нём говорится? (Об ушах, их споре.)

– Почему слова Правое, Левое, Уши написаны с большой буквы? (Они живут и разговаривают, как герои в сказках.)

– Отражает ли заглавие то, о чём говорится в тексте?

– Может ли у этого текста быть другое заглавие?

– Сравните несколько вариантов заглавий: «Спор». «Уши». «Кто главнее?». Какое вам кажется наиболее удачным?

 

 

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

 

 

II. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения).

 

1   3   1

– Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке. (Зачем нужно заглавие к тексту?)

– Зачем же?

– А что ещё может скрывать заглавие? Откройте Рабочие тетради.

Выполнение задания №4, тема 3 в Рабочей тетради, 2-й кл.

Задания:

– О чём этот текст? (О дельфинах.)

– Что именно говорится о дельфинах, что о них сообщается? (Что они умные, выступают в цирке, что они помогают другим дельфинам и спасают людей.)

– Что именно сообщается в тексте, самое важное в нём, составляет смысл текста, его основную, главную мысль? Найдите эту основную мысль среди вариантов ответов в задании № 4 (вариант 4).

– Обратите внимание: основная мысль (то, что является самым главным) выражена кратко и точно.

– Можно ли главную мысль вынести в заглавие? (Да, можно текст озаглавить, как в варианте 4, или сократить так: Умные и добрые животные.)

– Сделайте вывод: что кроме темы может отражать заглавие текста? (Главную мысль.)

– Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

– Составим план урока.

План (примерный)

1. Главная мысль текста.

2. Отличие темы текста и главной мысли.

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

– Какой кружок обозначает это умение?

 

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предполо-жение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

 

 

ΙΙI. Развитие умений – применение знания.

  

1  3  3  1

1. Работа в Рабочей тетради.

Выполнение задания №5, тема 3 в Рабочей тетради, 2-й кл.

Развивается умение определять главную мысль по заголовку.

 

Методическая рекомендация: чтобы научить детей находить главную мысль, нужно показать, что главная мысль отражает самое важное в содержании, показывает, ради чего написан текст. Главная мысль часто связана с авторским отношением, оценкой, которая может быть выражена словами: хорошо, хороший, добрый или, наоборот, плохой, злой, даже если прямо об этом не сказано в тексте или заголовке.

 

После самопроверки (с помощью ключа в приложении) учащиеся должны обосновать, что помогло им найти главную мысль в заголовке.

 

2. Работа по учебнику.   5   

Упр. 33 – развивается умение понимать прочитанное, выявлять ключевые слова, на основе которых делать обобщения (принцы, принцессы, чудовища, животные – это всё герои), устанавливать соответствие содержания текста и заглавия, выбирать подходящее заглавие.

– Что отражает выбранное вами название – тему (о чём?) или главную мысль (что особенно важно в этих героях, какие чувства они вызывают)?

– А что отражало бы заглавие «Любимые сказки»? (Основную мысль – что в них хорошего, почему они любимые.)

– О чём можно было бы рассказать в тексте с заглавием «Любимые сказки»?

 

3. Запись текста из двух предложений под диктовку учителя.

Одну строку дети пропускают, чтобы потом подобрать заглавие.

Цунами – это огромные волны. Иногда они смывают целые посёлки в море. (По С. Сахарнову.)

Задание:

– Подберите заглавие, которое отражало бы тему текста. («Цунами» или «Что такое цунами?»), а затем заглавие, передающее главную мысль текста. («Опасные волны» или «Чем опасны цунами?»)

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

 

 

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ΙV. Итог урока

 

 – Какие «секреты» может заключать в себе заглавие? (Отражать тему или главную мысль текста.)

– Запишите ключевые слова, связанные с главной мыслью текста. (Самое важное/основное, главное, хорошо, плохо.)         4   4

 

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. Домашнее задание.

Упр. 22 («Дидактический материал»).

 

 

Деятельность учеников:

  Озаглавливать текст; выбирать подходящее заглавие из данных.

  Осознавать связь заголовка с темой текста, с главной мыслью.

[ Скачать с сервера (77.5 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.