Русский язык |
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
Ι. Актуализация знаний.
| – Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». 1. Словарная работа. 4 3 На доске записаны слова: медведь, лиса, петух, корова, комар, заяц, сорока, лягушка.
Учитель называет заглавие русской народной сказки – «Теремок», а дети должны выписать слова, относящиеся к этой сказке. – Сколько слов нужно выписать? (5: лягушка, заяц, петух, лиса, медведь; в одноимённой авторской сказке С.Я. Маршака нет зайца.) – В выписанных словах поставьте ударение, подчеркните букву безударного гласного. – К каким словам можно подобрать проверочные? – Вспомните и назовите сказки, в которых есть какие-то из этих героев. («Три медведя», «Лиса Патрикеевна» и др.)
2. Развитие умений устной речи – устанавливать связь названия с содержанием текста. а) Работа по учебнику: упр. 33 – совершенствуется умение соотносить текст и заголовок, отражающий тему текста. б) Проверка домашнего задания: упр. 21, «Дидактический материал». – О чём (о ком) в нём говорится? (Об ушах, их споре.) – Почему слова Правое, Левое, Уши написаны с большой буквы? (Они живут и разговаривают, как герои в сказках.) – Отражает ли заглавие то, о чём говорится в тексте? – Может ли у этого текста быть другое заглавие? – Сравните несколько вариантов заглавий: «Спор». «Уши». «Кто главнее?». Какое вам кажется наиболее удачным?
|
Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
II. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения). | 1 3 1 – Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке. (Зачем нужно заглавие к тексту?) – Зачем же? – А что ещё может скрывать заглавие? Откройте Рабочие тетради. Выполнение задания №4, тема 3 в Рабочей тетради, 2-й кл. Задания: – О чём этот текст? (О дельфинах.) – Что именно говорится о дельфинах, что о них сообщается? (Что они умные, выступают в цирке, что они помогают другим дельфинам и спасают людей.) – Что именно сообщается в тексте, самое важное в нём, составляет смысл текста, его основную, главную мысль? Найдите эту основную мысль среди вариантов ответов в задании № 4 (вариант 4). – Обратите внимание: основная мысль (то, что является самым главным) выражена кратко и точно. – Можно ли главную мысль вынести в заглавие? (Да, можно текст озаглавить, как в варианте 4, или сократить так: Умные и добрые животные.) – Сделайте вывод: что кроме темы может отражать заглавие текста? (Главную мысль.) – Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? – Составим план урока. План (примерный) 1. Главная мысль текста. 2. Отличие темы текста и главной мысли.
– Какой кружок обозначает это умение? |
Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предполо-жение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре.
|
ΙΙI. Развитие умений – применение знания. | 1 3 3 1 1. Работа в Рабочей тетради. Выполнение задания №5, тема 3 в Рабочей тетради, 2-й кл. Развивается умение определять главную мысль по заголовку.
Методическая рекомендация: чтобы научить детей находить главную мысль, нужно показать, что главная мысль отражает самое важное в содержании, показывает, ради чего написан текст. Главная мысль часто связана с авторским отношением, оценкой, которая может быть выражена словами: хорошо, хороший, добрый или, наоборот, плохой, злой, даже если прямо об этом не сказано в тексте или заголовке.
После самопроверки (с помощью ключа в приложении) учащиеся должны обосновать, что помогло им найти главную мысль в заголовке.
2. Работа по учебнику. 5 Упр. 33 – развивается умение понимать прочитанное, выявлять ключевые слова, на основе которых делать обобщения (принцы, принцессы, чудовища, животные – это всё герои), устанавливать соответствие содержания текста и заглавия, выбирать подходящее заглавие. – Что отражает выбранное вами название – тему (о чём?) или главную мысль (что особенно важно в этих героях, какие чувства они вызывают)? – А что отражало бы заглавие «Любимые сказки»? (Основную мысль – что в них хорошего, почему они любимые.) – О чём можно было бы рассказать в тексте с заглавием «Любимые сказки»?
3. Запись текста из двух предложений под диктовку учителя. Одну строку дети пропускают, чтобы потом подобрать заглавие. Цунами – это огромные волны. Иногда они смывают целые посёлки в море. (По С. Сахарнову.) Задание: – Подберите заглавие, которое отражало бы тему текста. («Цунами» или «Что такое цунами?»), а затем заглавие, передающее главную мысль текста. («Опасные волны» или «Чем опасны цунами?»)
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
|
Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
ΙV. Итог урока | – Какие «секреты» может заключать в себе заглавие? (Отражать тему или главную мысль текста.) – Запишите ключевые слова, связанные с главной мыслью текста. (Самое важное/основное, главное, хорошо, плохо.) 4 4
– Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что?
|
|
V. Домашнее задание. | Упр. 22 («Дидактический материал»). |
|
Деятельность учеников:
– Озаглавливать текст; выбирать подходящее заглавие из данных.
– Осознавать связь заголовка с темой текста, с главной мыслью.
Всего комментариев: 0 | |
| |