Риторика |
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
Ι. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.
| 3 3 3 Беседа. Первый урок по риторике. Его можно провести по-разному. Хорошо сразу ввести детей в специфическую атмосферу уроков риторики, начиная их с таких, например, слов: – Вы все прекрасно выглядите! Отдохнули! Ещё бы! Было лето! Начнём урок с воспоминаний о лете? Мне, например, очень повезло. Я попала в глухой таёжный район. Жила у лесника. Собирала грибы, ягоды, варила варенье. (Чай сегодня с ним попьём – я угощаю.) Всё вспомнить невозможно – только самое яркое. Пожалуй, лучше всего я запомнила ёжика с ежатами, которые бесстрашно приходили к порогу нашего дома подкармливаться. Такая компания! Когда я смотрела на них сверху, из окошка, мне порой казалось, что это какой-то фантастический цветной коврик, который спешит занять своё место у ступенек дома. Ежи долго приходили к нам, а потом куда-то пропали. Может быть, выросли, и каждый пошёл устраивать свою самостоятельную жизнь. Кто знает?.. – Кто продолжит и расскажет о своих воспоминаниях? – Давайте вспомним, что мы помним о риторике. – Чему учит риторика? – Что больше всего запомнилось из прошлого года? – Что лучше получалось, а что – не совсем? – Какой речью мы сейчас пользуемся? (Устной речью, диалогом. В ней есть говорение, слушание и т.д.) | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
II. Развитие умений. Применение знаний. | 1 3 2 Работа в учебнике. Задание 1. Дети по символам называют все виды речевой деятельности – говорение, слушание, чтение, письмо. На оставленных строках под рисунками-символами ученики делают соответствующие подписи, например, «говорение», «слушание» и т.д. Задание 2. Даны рисунки-подсказки, которые продолжают тему говорения: Риторик учится выступать, произносить речь, а может быть, он возражает оратору, который произносил речь до него. Видно, что наш Риторик говорит: его глаза, жест обращены к публике, рядом микрофон. Риторику важно, чтобы все его слышали и слушали. Риторик внимательно слушает телефонное сообщение. Он сосредоточен – как будто хочет запомнить, что ему говорят. На нижнем рисунке Риторик, вероятно, что-то горячо обсуждает с осликом. Об этом говорят его жесты: поднятый палец обозначает «Это важно!». На этот жест следует обратить внимание детей!
Один из ответов учеников: «Риторик читает книгу ослику вслух. И мне кажется, что этот ослик понимает то, что ему читает Риторик. У ослика заинтересованные глаза! Кажется, что он сочувствует тому, о чём говорится в книге». На последнем рисунке Риторик читает и делает выписки. Один из ответов учеников: «Риторик читает очень толстую книгу и делает из неё выписки. Чтобы подчеркнуть, как внимательно изучает книгу Риторик, художник усаживает его за парту. Риторик сосредоточен на том, что он читает. Мне кажется, он удивлён тому, что вычитал в этой книге, которая едва умещается на подставке». Задание 3. Ученики рисуют свои символы, например: микрофон, кафедру, выступающего за кафедрой оратора; силуэты двух говорящих, длинный язык и т.д. – Кто помнит пословицы, поговорки, крылатые слова об устной речи, о говорении? Ребята вспоминают: Не спеши языком, торопись делом. Коротко, да ясно, оттого и прекрасно. (В. Даль) Красну речь любо слушать. Речи вести – не лапти плести и др. Задание 4. Желательно, чтобы ученики выполнили это задание письменно и, конечно, самостоятельно. Задание подводит итоги работы. Резервный материал. А закончить этот урок можно фрагментом стихотворения Владимира Гордейчева. Родная речь Слова в иной пословице поются, а не молвятся. Слова звонят звоночками, то – ёчками, то – очками. Вот палочка. И палица: ударит – слон повалится. Вот скрипка. Или скрипица: играет – слёзы сыплются. А речек звоны светлые! Люблю за ними следовать: то сетовать над Сетунью, то с Беседью беседовать. Певучими – над ёлками – соловьиными прищёлками, родная речь, вызванивай из каждого названия! Тобой, как речкой Речицей, любая боль излечится, твои слова, пророчица, журчат – и слушать хочется. • Знаете ли вы пословицы, которые не молвятся, а произносятся плавно, как песня? • Чем отличаются по значению однокоренные слова: «палочка» – «палица»? • Приведите примеры слов, которые «звонят звоночками». • Почему поэту (надеемся, и вам) родную речь «слушать хочется»? Задание 5. На основе ответов учеников учитель внесёт коррективы в планирование работы, выделив больше времени на работу с теми видами речевой деятельности, которые больше всего затрудняют школьников. Желательно составить и индивидуальные планы работы для отдельных учащихся.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
| Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре.
Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
ΙII. Итог урока. | Итоговые задания. «Анкета для любознательных». Желательно, чтобы дети выполнили задание письменно. Самые главные вопросы – те, которые требуют самоанализа, самооценки (вопросы 2 и 3). Пусть дети ответят на них в своих тетрадях подробно и искренне. Итоговое слово учителя. – Мы вспомнили два больших раздела нашей риторики, где мы учились говорить и слушать. Мне радостно, что сегодня вы все делали охотно, легко вспомнили пословицы и поговорки о речи, хорошо говорили о том, что нарисовано. В. придумал интересные символы.
– Кто хочет, посмотрите дальше в учебнике с. 10–11, чтобы наша работа шла ещё успешнее на следующем уроке.
| |
IV. Домашнее задание. |
По усмотрению учителя. | |
Всего комментариев: 0 | |
| |