Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа

Риторика
4 класс

Урок 1. Тема: Речевая ситуация

Урок 1.

Тема: Речевая ситуация

Цель:

Восстанавливаем в памяти учащихся изученные виды речевой деятельности; составляем тексты по началу.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

 

Ι. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.

 

 

 

 

3

Беседа.

Первый урок по риторике. Его можно провести по-разному. Хорошо сразу ввести детей в специфическую атмосферу уроков риторики, начиная их с таких, например, слов:

– Вы все прекрасно выглядите! Отдохнули! Ещё бы! Было лето! Начнём урок с воспоминаний о лете? Мне, например, очень повезло. Я попала в глухой таёжный район. Жила у лесника. Собирала грибы, ягоды, варила варенье. (Чай сегодня с ним попьём – я угощаю.) Всё вспомнить невозможно – только самое яркое. Пожалуй, лучше всего я запомнила ёжика с ежатами, которые бесстрашно приходили к порогу нашего дома подкармливаться. Такая компания! Когда я смотрела на них сверху, из окошка, мне порой казалось, что это какой-то фантастический цветной коврик, который спешит занять своё место у ступенек дома. Ежи долго приходили к нам, а потом куда-то пропали. Может быть, выросли, и каждый пошёл устраивать свою самостоятельную жизнь. Кто знает?..

– Кто продолжит и расскажет о своих воспоминаниях?

– Давайте вспомним, что мы помним о риторике.

– Чему учит риторика?

– Что больше всего запомнилось из прошлого года?

– Что лучше получалось, а что – не совсем?

– Какой речью мы сейчас пользуемся? (Устной речью, диалогом.

В ней есть говорение, слушание и т.д.)

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

 

II. Развитие умений. Применение знаний.

1  3  2

Работа в учебнике.

Задание 1.

Дети по символам называют все виды речевой деятельности – говорение, слушание, чтение, письмо. На оставленных строках под рисунками-символами ученики делают соответствующие подписи, например, «говорение», «слушание» и т.д.

Задание 2.

Даны рисунки-подсказки, которые продолжают тему говорения: Риторик учится выступать, произносить речь, а может быть, он возражает оратору, который произносил речь до него. Видно, что наш Риторик говорит: его глаза, жест обращены к публике, рядом микрофон. Риторику важно, чтобы все его слышали и слушали. Риторик внимательно слушает телефонное сообщение. Он сосредоточен – как будто хочет запомнить, что ему говорят.

На нижнем рисунке Риторик, вероятно, что-то горячо обсуждает с осликом. Об этом говорят его жесты: поднятый палец обозначает «Это важно!».

На этот жест следует обратить внимание детей!

 

Один из ответов учеников: «Риторик читает книгу ослику вслух. И мне кажется, что этот ослик понимает то, что ему читает Риторик. У ослика заинтересованные глаза! Кажется, что он сочувствует тому, о чём говорится в книге».

На последнем рисунке Риторик читает и делает выписки.

Один из ответов учеников: «Риторик читает очень толстую книгу и делает из неё выписки. Чтобы подчеркнуть, как внимательно изучает книгу Риторик, художник усаживает его за парту. Риторик сосредоточен на том, что он читает. Мне кажется, он удивлён тому, что вычитал в этой книге, которая едва умещается на подставке».

Задание 3.

Ученики рисуют свои символы, например: микрофон, кафедру, выступающего за кафедрой оратора; силуэты двух говорящих, длинный язык и т.д.

– Кто помнит пословицы, поговорки, крылатые слова об устной речи, о говорении?

Ребята вспоминают:

Не спеши языком, торопись делом.

Коротко, да ясно, оттого и прекрасно. (В. Даль)

Красну речь любо слушать.

Речи вести – не лапти плести и др.

Задание 4.

Желательно, чтобы ученики выполнили это задание письменно и, конечно, самостоятельно. Задание подводит итоги работы.

Резервный материал.

А закончить этот урок можно фрагментом стихотворения Владимира Гордейчева.

Родная речь

Слова в иной пословице

поются, а не молвятся.

Слова звонят звоночками,

то – ёчками, то – очками.

Вот палочка. И палица:

ударит – слон повалится.

Вот скрипка. Или скрипица:

играет – слёзы сыплются.

А речек звоны светлые!

Люблю за ними следовать:

то сетовать над Сетунью,

то с Беседью беседовать.

Певучими – над ёлками –

соловьиными прищёлками,

родная речь, вызванивай

из каждого названия!

Тобой, как речкой Речицей,

любая боль излечится,

твои слова, пророчица,

журчат – и слушать хочется.

• Знаете ли вы пословицы, которые не молвятся, а произносятся плавно, как песня?

• Чем отличаются по значению однокоренные слова: «палочка» – «палица»?

• Приведите примеры слов, которые «звонят звоночками».

• Почему поэту (надеемся, и вам) родную речь «слушать хочется»?

Задание 5.

На основе ответов учеников учитель внесёт коррективы в планирование работы, выделив больше времени на работу с теми видами речевой деятельности, которые больше всего затрудняют школьников. Желательно составить и индивидуальные планы работы для отдельных учащихся.

 

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

 

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать

и понимать других.

 

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

 

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и

целенаправленной познавательной деятельности.

 

ΙII. Итог урока.

Итоговые задания. «Анкета для любознательных». Желательно, чтобы дети выполнили задание письменно. Самые главные вопросы – те, которые требуют самоанализа, самооценки (вопросы 2 и 3). Пусть дети ответят на них в своих тетрадях подробно и искренне.

Итоговое слово учителя.

– Мы вспомнили два больших раздела нашей риторики, где мы учились говорить и слушать. Мне радостно, что сегодня вы все делали охотно, легко вспомнили пословицы и поговорки о речи, хорошо говорили о том, что нарисовано. В. придумал интересные символы.

 

– Кто хочет, посмотрите дальше в учебнике с. 10–11, чтобы наша работа шла ещё успешнее на следующем уроке.

 

 

 

IV. Домашнее задание.

 

По усмотрению учителя.

 

[ Скачать с сервера (59.5 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.