Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа

Русский язык
2 класс

Урок 19 (16). Тема: Роль заглавия в тексте.

Цель:

  развитие умения предугадывать содержание текста на основе его заглавия, осознавать связь заглавия с темой;

   развитие чувства языка.

Символы:

Н

П

М

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

 

Ι. Актуализация знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Откройте тетрадь.                                    4   3

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

1. Проверка задания №1, тема 3 из домашней работы.

– О чём были тексты в домашнем задании? (О разных видах жилищ.)

– Назовите эти жилища. (Сакля, юрта, яранга, иглу.)

 

– Что вам показалось особенно интересным, необычным? (Дома из снега – иглу.)

– Вспомните признаки текста. (Несколько предложений, связаны по смыслу, в строгой последовательности.)

– Назовите номер варианта, где нельзя отрывок назвать текстом. (4.) Почему? (Нет связи по смыслу.)

2. Упр. 19, «Дидактический материал».

– Что перед вами: текст или отдельные предложения? Докажите.

Фонетическая разминка:

а) мягкие согласные [с'];

б) ударные гласные;

в) звонкие твёрдые согласные [б], [л], [р].

3. Словарно-орфографическая работа.

Знакомство с новыми словарными словами: дорога, тогда.

Значение: дорога – узкая полоса земли, предназначенная для передвижения; путешествие, поездка.

– Сколько значений у слова дорога? Составьте (устно) предложения так, чтобы слово дорога употреблялось в них в разных значениях.

Работа со словом дорога в «Орфографической тетради» (с. 9).

– В каких случаях употребляем слово тогда?

– Соотносимые пары слов: тогда – когда.

Составление предложения со словом тогда (Тогда дорога будет короткой, когда идёшь с другом.)

 

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

 

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

 

 

II. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения).

 

 

 1  3  1

Работа в группах (3–4 группы).

Игра-конкурс.

– Придумайте историю, которая бы называлась «Когда я был великаном».

Слушаем краткие истории от каждой группы, выявляем наиболее интересную версию.

– Было ли в ваших рассказах-историях что-то похожее? (Да, везде был великан, он был сильный, могучий, все остальные были очень маленькие.)

– А почему вы не рассказывали о ком-то другом? Что определило содержание ваших рассказов? (Название.)

– Сформулируйте тему урока и сравните её с записью на доске.

Учитель открывает запись «Роль заглавия в тексте».

– Как вы понимаете слово роль в этой формулировке? (Зачем нужно заглавие к тексту?)

– Составим план урока.

 

План (примерный)

1.     Тема текста.

2.     Соответствие названия и содержания текста.

3.     Озаглавливание текстов.

 

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

– Какой кружок обозначает это умение?

 

Беседа по вопросам:

– Что идёт в начале: текст или заглавие? Почему?

 

 

– Приведите примеры заглавий текстов, известных вам. («Обезьяна и горох», «Как парень лошади помог», «Лентяй на рыбалке».) Для чего они были нужны? (По заглавию можно сказать, о чём будет текст.)

– Попробуйте определить, о чём будет говориться в этих текстах.

Учитель читает заголовки текстов из разных детских журналов «Миша», «Мурзилка» («Старый конь»; «Лесные шорохи»; «Весёлые путешественники»; «Пожар»; «Скатерть-самобранка»; «Костёр и муравьи».)

Обсуждаются предположения детей.

Дополнительно: можно также использовать заглавия текстов из упр. 20 «Дидактического материала», 2-й кл.

– Сделайте вывод: для чего нужен заголовок перед текстом? (Заголовок помогает понять, о чём или о ком будет текст.)

 Учитель может сообщить (ввести) понятие «тема текста».

– То, о чём или о ком говорится в тексте, называется темой текста.

– Запишите вывод в тетрадях: «Заголовок сообщает, о чём будет текст (тему текста)».

 

 

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

 

 



 

Деятельность учеников:

 – Отличать текст от набора предложений, записанных, как текст.

 Озаглавливать текст; выбирать подходящее заглавие из данных.

[ Скачать с сервера (80.5 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.