Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа

Риторика
2 класс

Урок 18. Тема: ТЕМА И ЗАГОЛОВОК ТЕКСТА.

Урок 18.

Тема: ТЕМА И ЗАГОЛОВОК ТЕКСТА.

Цель:

– учим отличать текст от набора предложений;

определять тему текста;

знакомим с заголовком, отражающим тему текста.

 

 

Этапы урока

 

Ход урока

Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания

учебных успехов)

 

Ι. Актуализация знаний.

 

 

 

3

Беседа.

– Что ещё есть в этих книгах кроме текста?

– Верно, там есть рисунки, таблицы, схемы. Зачем нужны эти рисунки, таблицы? (Рисунок определяет тему рассказа, его содержание. Рисунок в учебнике математики необязателен, так как в условии задачи всё определено для её решения, но с рисунком «интереснее решать»: по нему можно проверить правильность решения. А вот таблицы и схемы при решении задачи необходимы.)

 

 

Познавательные УУД

1. Развиваем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифи-цировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

 

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

 

ΙΙ. Постановка учебной проблемы.

 

3  3

 – На уроках мы постоянно говорим о текстах – текст рассказа, задачи и статьи в учебнике... А что такое текст? Чем он отличается от набора предложений? (Текст состоит из предложений. В тексте говорится о чём-то. В тексте всё связано.)

– Я услышала разные ответы. Давайте на примерах выясним, что такое текст, и попробуем точнее определить его.

– Сформулируйте тему урока.

 Работа с учебником.

Задание 1.

– Прочитайте в задании две записи и скажите, какая из них является текстом.

– Я согласна с вами: вторая запись является текстом, а первая – нет. Почему вы так решили? (В первой записи все предложения о разном, а во второй они об одном. Они связаны по смыслу.)

– Верно. Во второй записи все предложения об одном, иначе говоря, на одну тему. А во второй – первое предложение о чём?.. Второе?.. Третье?.. Получается так, что отдельные предложения как-то связаны друг с другом, а текста не получилось, непонятно, о чём он. К какой записи можно нарисовать один рисунок, отражающий её содержание, а к какой нет?

– Текст всегда о чём-то или о ком-то рассказывает. О чём или о ком

наш текст? Что вы узнали о ките?.. Что в тексте было непонятным, и вы хотите задать какие-то вопросы?

– Итак, тема этого текста – «кит». Мы прочитали текст и определили его тему. А я могу определить темы многих текстов, не читая, буквально только взглянув на них. Кто догадался, как я это делаю?

– Конечно, нередко достаточно прочесть только заголовок текста.

Чтение сведений, выделенных на плашке на с. 6.

– Давайте подберём заголовок к нашему тексту.

После обсуждения предложенных учащимися заголовков читаем остальные сведения на с. 6.

 

 

ΙΙΙ. Применение знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 2 3 1 4 2 2

1. Работа по учебнику.

Задание 2. Стихотворения читаются вслух, затем учащиеся сами определяют темы текстов, подбирают заголовки и записывают их в тетради. При последующем обсуждении тем и заголовков можем обратить внимание учащихся на то, что при сходстве тем («страх») есть и различие в решении темы: в первом стихотворении герой говорит о том, что он ничего не боится, а во втором герой рассказывает о том, как он преодолел страх (хотя отметим, что и в первом случае герой, наверное, не так бесстрашен, как хочет казаться). Далее учащиеся подбирают из авторских заголовков подходящий к каждому стихотворению.

2. Беседа.

– Заголовок – это как бы «вывеска» текста, по которой можно узнать о содержании текста, она помогает «войти» в текст так же, как вы входите, например, в магазин, взглянув на его вывеску. Сейчас я буду называть заголовки разных стихотворений, а вы по ним определяйте, о чём или о ком сам текст. «Про один лопух»?.. «Гололедица»?.. «Трудолюбивая старушка»?.. «Драка»?.. «Лис и мышонок»?.. «Песни бегемотов»?..

 

– Вы все легко справились с этим заданием, сразу представили, о ком или о чём пойдёт речь в стихотворении. Сейчас я назову заголовки посложнее, а в чём сложность, вы мне скажете сами. «Эх!»?.. «Золотое сердечко»?..

– Видите, не всё вам было понятно в заголовке. Ведь заголовок только отражает тему, какую-то её сторону, часть. Мы читаем заголовок и только предполагаем, о чём текст, а уточняем тему текста, когда прочитываем полностью. Когда строчка за строчкой прочитаем весь текст, тогда и узнаем, что «Золотое сердечко» – это название сказки Виталия Бианки про девочку Зою и кукушонка, а «Эх!» – стихотворение Андрея Усачёва о жалобах рыбаков, судаков и червяков. Чем больше человек читает, тем быстрее и точнее он определяет по заголовку, о чём текст.

– Сейчас я буду называть заголовки, а вы высказывайте свои предположения о теме текста. «Музыкальная канарейка»?.. (В. Бианки – о канарейке с абсолютным музыкальным слухом.) «Поганки»?.. (В. Бианки – о птицах, которые так называются.) «Мордочка, хвост и четыре ноги»?.. (Людвиг Ежи Керн в пер. Б. 3аходера – о собаке.)

– Теперь вы назовите заголовки каких-либо произведений, которые

вы читали. Мы выскажем свои предположения, а вы оцените их верность.

3. Игра.

– Поиграем в такую игру: я буду называть заголовок, а вы уточняйте тему, делайте заголовок более понятным. Конечно, такой заголовок станет длиннее. Например: заголовок «Скворцы» можно переделать в «Скворцы прилетели» или «Как скворцы с воробьями воевали». Конечно, разные заголовки обещают и разные тексты.

Начинаем! «Муравьишка» – ? «Мурзик» – ? «На даче» – ?

«Зимой» – ? «Друзья» – ?

– Молодцы! Теперь самостоятельно запишите несколько вариантов заголовков, отталкиваясь от заголовка «В зоопарке».

 

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

ΙV. Итог урока.

 

– Что делает текст текстом?

– На какие темы вы любите читать книги? Назовите заголовки интересных книг, которые вы прочитали.

– Почему при чтении текста так важно обращать внимание на заголовок?         4

 

– Кто или что вам помогло сегодня справиться с заданиями?

– Кто доволен своей работой?

– Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– Кто получил сегодня отметку? За что?

 

 

 

 

 

 

 

 

ТООУ

 

 

 

V. Домашнее задание.

 

(По желанию) найти в любой детской энциклопедии интересную статью, определить её тему и ознакомить с ней одноклассников (назвать заголовок и тему, сказать, что в ней особенно интересно).

 

 

[ Скачать с сервера (58.0 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.