Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа

Риторика
4 класс

Урок 18. Тема: Деловое и художественное описание

Риторика

 ТЕКСТ

Урок 18.

Тема: Деловое и художественное описание

Цель:

– вспоминаем, что описание отвечает на вопрос «какой?»;

–  знакомимся с двумя типами описания – деловым и художественным;

–  составляем два типа описаний.

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

 

Ι. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.

 

 

 

3  3  3

Работа по учебнику.

Задание 128–129.

Описание отвечает на вопрос «какой?».

Выделенные слова называются ключевыми, так как слова растение, цветы, цветовое облако указывают на тематическое единство текста. А слова то есть, ещё и потому, что скрепляют отдельные предложения.

Писателю очень понравилось это растение («белая трава»), он описывает его подробно, с любовью, говорит о нём: нельзя не залюбоваться этим растением.

 

 

 

Примерное выполнение задания:

Описание растения «Белая трава»:

мелкие белые цветки на одном стебле;

высокое;

большое количество (шапка) мелких цветков;

крепкий медвяный аромат.

– Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

 

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

 

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

ΙI. Открытие новых знаний.

3 4 6 2 3

Задание 130.

Валентина Серова в поэтической форме описывает особенности цветка одуванчика (жёлтый сарафанчик) и семян (воздушные, ветерку послушные).

 

 

 

III. Развитие умений. Применение знаний.

1  3  2

Работа в учебнике.

Задание 133.

Материал о ромашке (для учителя).

Ромашка – род однолетних трав из семейства сложноцветных. Около 50 видов в Евразии и Африке, в России 4 вида. Ромашка аптечная – лекарственное растение.

Возможное описание: ромашка садовая – белый цветок с жёлтой сердцевиной на высоком стебле, без особого запаха.

Резервный материал.

– Послушайте и скажите, к какому виду – деловому или художественному – относится описание. О чём говорится в статье?

 

Что такое папирус?

 

Папирус – самое любимое и самое жизненно необходимое растение в жизни древних египтян. Большие заросли этих высоких тонких растений, похожих на гигантских размеров камыш высотой 5–6 метров, тянулись вдоль берегов Нила.

Папирус заменял местным жителям пищу, дрова, служил для многих бытовых нужд. Его корневище, очень сочное и мягкое, было излюбленным лакомством детей. Варёная или жареная часть стебля была даже деликатесом. Из папируса изготовляли обувь, одежду, верёвки, циновки и даже лодки.

Однако мировую известность папирусу принесло его применение в

изготовлении писчего материала. Интересно, что само слово «бумага» (по-английски paper) на языках многих народов сходно со словом «папирус».

Для изготовления писчего материала сердцевину нижней части папирусного стебля разрезали, полученные полоски укладывали и подклеивали одну к другой. После этого на уложенные полоски наваливали груду камней, которые выполняли роль пресса. В результате получалась длинная лента, на которой писали при помощи кисточки опять же из папируса.

(Из книги «История и религия: универсальная энциклопедия школьника». Сост. А.А. Воротников)

 

– Как выглядело растение папирус?

– Какой след оставило слово «папирус» в языках многих народов?

 

Задание 134.

Дети отмечают, что необычное описание сосны связано с необычным местонахождением автора, писателя Юрия Олеши. Он увидел сосну из вагона поезда на закате, что придало сосне особую красоту.

Делаем вывод.

В художественном описании важно время дня, года, место расположения.

 

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

 

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и

целенаправленной познавательной деятельности.

 

 

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать

и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

 

ΙV. Итог урока.

– Чем же отличается деловое описание от художественного?

 

 

V. Домашнее задание.

Задание 135.

 

 

 

 

 

[ Скачать с сервера (82.5 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.