Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа

Окружающий мир
4 класс

Урок 15, 16.Тема: ДРЕВНИЙ МИР – РОЖДЕНИЕ ПЕРВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Урок 15, 16.

РАЗДЕЛ I. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

ГЛАВА III. Человек и ПРОШЛОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Тема: ДРЕВНИЙ МИР – РОЖДЕНИЕ ПЕРВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Цели:

Cоздать образ эпохи Древнего мира, учиться находить в современной жизни явления, открытия, достижения сохранившиеся со времён Древнего мира.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

 

Ι. Постановка учебной проблемы.

 

 3  7  3

Постановку проблемы можно осуществить по тексту учебника аналогично тому, как это было описано в методических разработках к темам 1–5. Для этого с учениками необходимо прочитать текст, отмеченный условным знаком проблемной ситуации, после чего организовать беседу по предложенным вопросам. Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока, который записывается на доску. К нему необходимо постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока.

Можно предложить другой вариант постановки проблемы.

В самом начале учитель предлагает ребятам набор предметов: солнечные или песочные часы, календарь (хорошо должны быть видны названия 12 месяцев), буквы алфавита, цифры от 0 до 9.

 

– Пользуемся мы в современном мире всеми этим предметами? (Да, постоянно.)

– Как вы думаете, есть ли среди этих предметов древние или все они современные?

Ученики могут высказать разные предположения:

 – все современные;

 – все древние;

 – некоторые древние, а некоторые современные.

Все эти предположения ключевыми словами записать на доску.

– Какой у вас возникает вопрос? (Кто из нас прав?)

– Сформулируйте основной вопрос урока.

Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: Какими достижениями эпохи Древнего мира мы пользуемся до сих пор?

Проблема урока записывается на доску. К ней необходимо постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока.

Используя приём «знаем – не знаем», актуализацию можно провести так:

– Для чего служат нам часы, календарь, буквы, цифры? (Чтобы рассчитывать своё время в течение дня, года, чтобы читать, писать и считать.)

– Что такое Древний мир? (Вторая эпоха всемирной истории. Лента времени на с. 46.)

– Могли часы, календарь, буквы, цифры появиться в первобытном обществе? (Нет, так как алфавит, например, нужен для письма, а первобытные люди не знали письменности.)

Если дети затруднятся с ответом на этот вопрос, то учитель сам может их заверить, что этих предметов в первобытном обществе не было.

– Что нам нужно узнать, чтобы ответить на основной вопрос урока? (Какие из этих предметов могли появиться в эпоху Древнего мира?)

 

– Каких знаний вам для этого не хватает? (Мы ничего не знаем об эпохе Древнего мира.)

– Давайте занесём ваши ответы в таблицу «Знаем – не знаем»:

– Давайте составим план урока.

 

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

 

 

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

II. Поиск решения проблемы.

2  4  1  2  3  1

1. Мир цивилизаций и мир первобытных племён.

– Обратите внимание на название темы: «Древний мир – рождение первых цивилизаций». Значит, какое основное отличие эпохи Древнего мира от эпохи Первобытного мира? (Что в эту эпоху появились первые цивилизации.)

– Посмотрите на рисунок на с. 53. Как вы думаете, что такое цивилизация?

Ученики высказывают предположения. Могут заметить, что это более высокая ступень развития общества, находят отличия: люди живут в городах, возникают государства, появляется письменность. Проверку предположений можно провести по тексту фрагмента «Новая ступень в развитии общества» до слов «…люди изобрели письменность».

 

– Рассмотрите карту на с. 54–55.

– Что обозначено на карте широкой розовой линией? (Ребята отвечают, читая легенду к карте.)

– Что находится за пределами этой границы? (То, что осталось, – мир первобытных племён.)

– Где возникли древние цивилизации: в каком полушарии, в каких частях света?

– Кто может вспомнить: какой климат в тех областях, где возникли цивилизации?

В конце работы надо сделать вывод: два мира одновременно существовали на планете и обменивались своими достижениями.

В колонку «не знаем» под вопросом «Чем отличается эпоха Древнего мира от эпохи Первобытного мира?» записываем (или вывешиваем готовую карточку) «Цивилизация – новая ступень в развитии общества».

– У слова «цивилизация» есть ещё одно значение – так называют страну со своей особой культурой.

– Для осмысления этого снова обратимся к карте на с. 54–55.

– Что отмечено разными цветами? (Разные цивилизации.)

– Какие цивилизации расположились в Европе? Назови цивилизации Древнего Востока.

– Где именно размещалась каждая древняя цивилизация (по берегам каких морей или каких великих рек)?

Можно сделать вывод о том, что цивилизации Древней Европы разместились на берегах Средиземного моря, а цивилизации Древнего Востока по берегам больших рек: Нила, Тигра, Евфрата, Инда, Ганга, Хуанхэ и Янцзы.

– Рассмотрите теперь картинки, которые размещены вокруг карты, и подписи под ними.

 

Можно предложить задание на скорость (индивидуально или по группам).

Написать в тетради: название цивилизации – памятник архитектуры, которым она прославилась. (Подсказка: в подписи под иллюстрацией может быть не напрямую указана цивилизация, а только город, расположенный на её территории.)

– Сравни памятники архитектуры – они везде разные, значит, в каждой из этих стран-цивилизаций была своя, не похожая на другие культура.

Можно также сравнить и одежду жителей разных древних цивилизаций и прийти к тому же выводу.

В колонку «не знаем» под вопросом «Чем отличается эпоха Древнего мира от эпохи Первобытного мира?» записываем (или вывешиваем готовую карточку) «Цивилизация – общество со своей особой культурой».

В конце работы с этим смысловым фрагментом можно предложить ребятам игру. Доску разделить на две колонки, в первой написать «цивилизация 1», а во второй «цивилизация 2» и вперемешку называть фразы из двух определений. Ребята на скорость (самостоятельно или с помощью словаря) должны сказать, о каком значении слова «цивилизация» идёт речь. В итоге должно получиться следующее:

– На какой вопрос колонки «Не знаем» мы ещё не нашли ответа? (Какие из этих предметов (солнечные или песочные часы, календарь, буквы, цифры) могли появиться в эпоху Древнего мира?)

– Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?

Ученики совещаются в группах, и представители от групп предлагают свой вариант ответа на вопрос. Ученики, скорее всего, догадаются, что в эпоху Древнего мира появились буквы и цифры (с появлением письменности). Про часы и календарь ответа может не быть. Проверку предположений детей проводим по иллюстрации на с. 56, выясняем, что все названные предметы действительно пришли к нам из Древнего мира.

 

2. Мораль Древнего мира.

Ученики читают по ролям или по цепочке рассказ о древних греках Поликлете и Леониде (с. 58).

– Хорошо ли они поступают с нашей, современной точки зрения? Можем ли мы с ними согласиться? Почему у нас с ними разное представление о добре? (У нас разная мораль!)

По точно такой же схеме нужно обработать рассказ о гладиаторских боях в Древнем Риме.

Проверим нашу догадку о различии древней и современной морали – прочтём финал текста: «Настоящим человеком признаётся только человек своей цивилизации, своей культуры».

Если на тему выделено два часа, то на втором уроке, кроме работы с фрагментом по морали, предполагается выслушать подготовленные ребятами дома сообщения об архитектурных памятниках древних цивилизаций (индивидуально или по группам).

 

 

 

ΙII. Самостоятельное применение знаний.

2  4  1  2  3  1

– Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? (Какими достижениями эпохи Древнего мира мы пользуемся до сих пор?)

– Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?

Ученики совещаются в группах, и представители от групп предлагают свой вариант решения проблемы. С помощью учителя ученики должны прийти к выводу, что эпоха Древнего мира оставила нам множество достижений, изобретений, памятников архитектуры. Но мораль Древнего мира отличается от современной.

Применение нового знания можно организовать с помощью вопросов 1–6 после текста. Не обязательно отвечать в классе на все вопросы, отберите один-два, понравившиеся детям, а остальные можно дать желающим на дом.

 

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать

предстоящую работу (составлять план.)

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

ТОУУ

IV. Домашнее задание.

Обязательное для всех: выполнить одно из заданий рабочей тетради к теме 11, выбрав из тех, которые не были сделаны в классе. Учитель может предложить желающим ученикам прочитать тему целиком, а также выбрать творческое задание:

– Нарисуй, чем была богата общечеловеческая культура в эпоху Древнего мира?

 

 

 

V. Итог урока.

4

– Какую работу мы сейчас выполняли?

– Чему научились?

– Кто с ней справлялся легко?

– Кому пока было трудновато?

– Кто или что вам помогло справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– Какую бы отметку вы себе поставили?

 

[ Скачать с сервера (421.0 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.