Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа

Риторика
2 класс

Урок 14, 15. Тема: Просить – умолять – требовать. «Прошу вас...» Ненавязчивая просьба.

Урок 14, 15.

Тема: Просить – умолять – требовать. «Прошу вас...» Ненавязчивая просьба.

Цель:

 – Знакомим детей:

с просьбой как этикетным речевым жанром;

с отличием просьбы от требования, мольбы;

со средствами вежливого выражения просьбы.

 – Знакомим детей с разными средствами выражения просьбы, учим уместному употреблению этих средств.

 – Закрепляем умение детей:

просить вежливо и убедительно;

выбирать уместные для данной ситуации средства выражения просьбы;

знакомим учащихся со скрытой (ненавязчивой) просьбой.

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания

учебных успехов)

 

Ι. Актуализация знаний.

 

 

3

Беседа.

– Тема нашего урока – «Вежливая просьба». Сегодня мы поговорим о том, как попросить так, чтобы твоя просьба была выполнена.

– Расскажите о том, с какими просьбами вы обращаетесь к родным.

– А о чём вы просите в школе?

– Бывает ли так, что ваши просьбы не выполняются?

– Почему, как вы думаете?

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

 

ΙΙ. Постановка учебной проблемы.

 

 3   3

– Как по-разному можно выразить просьбу в зависимости от конкретной ситуации?

Работа по учебнику.

Задание 99.

 – Какую просьбу из этого стихотворения можно назвать невежливой? Почему? (Просьба Кота к Мышам – невежливая, так как не содержит вежливых слов, например, «прошу», «пожалуйста», а наоборот, содержит угрозу («Пообедаю вами всеми») и грубое обращение («Мышиное племя»).

– Просьбы к Волу и Ослу – вежливые, в них есть вежливые обращения («Уважаемый Вол», «Милый Барбос»). В просьбе, направленной Волу, употребляется вежливое слово «пожалуйста», а просьба Барбосу выражена мягко, в вопросительной форме.

 

Задания 98, 100. Умолять – просить более настойчиво, горячо, страстно. Как правило, умоляют о том, что очень важно для человека или его близких.

 

Задание 101. Однокоренные слова:

Просьба – просить, упросить, проситель, просительный.

Мольба – молить, умолить, умолять, умоляющий, умоляюще.

 

Задание 106.

– Прочитайте слова в рамках. Именно они помогут сделать вашу просьбу вежливой.

 

 

Примеры вежливых просьб, с которыми Незнайка обращается к друзьям:

● Дорогой Гусля, будь другом, научи меня играть на трубе.

● Тюбик, пожалуйста, прошу тебя, научи меня рисовать картины.

● Винтик и Шпунтик, если вам не трудно, объясните мне, как водить вашу замечательную машину.

 

– Возможно, друзья ответят на вежливую просьбу Незнайки такими словами:

– Хорошо. Но это не так просто.

– Ладно. Только этому надо долго учиться.

– Объясним. Но надо хорошенько потренироваться в вождении.

 

Задание 107.

– Необычное обращение: «Превосходнейший из отроков, звезда сердца моего, Волька ибн (в переводе означает «сын») Алёша». Старик обращается к мальчику, как это было принято на Древнем Востоке, откуда родом сказочный джинн, а также потому, что Хоттабыч очень благодарен Вольке за освобождение из плена – сосуда.

– Мы познакомились с тем, как выразить просьбу, как сделать так, чтобы её выполнили. Сегодня мы ещё поговорим о ненавязчивой, скрытой просьбе. Иногда именно такая просьба более уместна, лучше воспринимается и исполняется теми, кого мы просим.

 

 

Задание 118.

Возможные варианты просьбы:

● Мария Николаевна, не одолжите ли вы мне ручку?

● Елизавета Петровна, не можете ли вы ещё раз объяснить значение

слова «отписка»?

● Лидия Ивановна, может быть, вы пересадите меня поближе к доске? Я плохо вижу условие задачи.

● Не трудно ли вам, Наталия Викторовна, повторить ещё раз домашнее задание?

 

Задание 119.

Мaма может попросить Красную Шапочку так:

● Может быть, ты поздравишь бабушку с днём рождения и отнесёшь ей эти пирожки?

● Не можешь ли ты навестить бабушку в её день рождения и отдать

ей пирожки?

● Не трудно ли тебе зайти к бабушке и отнести ей в подарок на день

рождения мои пирожки?

● Не навестишь ли ты бабушку в день рождения? Я испекла её любимые пирожки.

 

Задание 120.

– Конечно, выделенное предложение не выражает просьбу. А мальчика просили лечь спать, предлагая ему кушетку, диван, кровать и т.д.

 

 

ΙΙΙ. Применение знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1  2  3  1  4  2  2

Работа с учебником.

Задание 102.

При выполнении этого задания дети учатся отличать просьбу от требования. Безусловно, Медуница требует, а не просит Незнайку. Незнайка – больной, и он обязательно должен выполнять требования врача (сесть, показать язык, дышать глубже и т.д.). Конечно, требования Медуницы звучат строго. Oна говорит требовательным тоном, не употребляет вежливые слова и тем более умоляющие жесты.

 

Задание 105.

Конечно, самая настоятельная просьба содержит объяснение, почему мальчику необходимо купить эту коллекцию марок.

 

Задание 108.

– Просьба, безусловно, выражается словами: «Прошу тебя...», «Не могли бы вы...» Все остальные реплики в зависимости от тона можно отнести как к повелениям, так и к просьбам.

Примеры просьб, которые дети конструируют из заготовок:

● 

 

 

Духовно-нравственное воспитание осуществляется на протяжении всего урока, т.к. обучение словесной вежливости связано с воспитанием общей культуры поведения, формированием доброго, уважительного отношения людей друг

к другу.

 

 

Деятельность учеников:

 

 Объяснять, какими правилами можно пользоваться, чтобы просьбу выполнили.

 – Называть речевые формулы вежливой просьбы.

 – Характеризовать особенности скрытой просьбы.

 – Моделировать просьбу (и скрытую просьбу) в различных ситуациях общения.

[ Скачать с сервера (78.0 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.