Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа

Русский язык
2 класс

Урок 14 (11). Тема: Знаки препинания в конце предложения. Чтение предложений с различной интонацией.

Цель:

  развитие эмоциональной сферы личности ученика, внимания к интонации, тону собственной речи и речи собеседника;

  развитие устной и письменной речи – осознание интонационно-мелодических особенностей высказываний и развитие

     умения в выборе знаков препинания;

  развитие чувства языка.

 

Символы:

Н

П

М

                   

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

 

Ι. Актуализация знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

Беседа.  4  3

Чтение или пересказ учителем сказки А. Каневского «О пользе знаков препинания»:

Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразу попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.

Потом он потерял знак восклицательный и знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы. Никакие события не вызывали его любопытства.

К концу жизни остались у него кавычки. Он совсем разучился мыслить и дошёл до точки.

– Как вы думаете, чем заканчивается сказка?

Версии детей.

– Сравните с авторской концовкой: «Берегите знаки препинания!»

– Как вы понимаете фразу «дошёл до точки»? (До крайности, до предела, до плохого конца.)

– Сколько значений у слова точка? (2.) Что же обыгрывается автором в тексте? (Разные значения слова точка.)

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

 

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

 

II. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения).

 

     1   3   1

– В каких ещё фразах, сочетаниях с другими словами может употребляться слово точка? (Точка в точку, точка зрения, сдвинуть с мёртвой точки, попасть в самую точку и др.)

– Какой нужно поставить знак в последнем предложении сказки «Берегите знаки препинания!»? (Восклицательный.) Почему? (Здесь автор призывает нас быть внимательным к знакам препинания, показывает их важность, говорит об этом с особым чувством.)

– О чём же эта сказка? (О пользе, роли знаков препинания, внимании к ним.)

 

 

– Как она связана с темой нашего урока? Назовите его главный вопрос.

– Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

«Зачем нужны знаки препинания?» или «Роль знаков препинания» (принимаются все варианты, если в них названы знаки препинания).

– Составим план урока.

План (примерный)

1. Повторить схемы слов, предложений.

2. Оформление предложений на письме в русском языке.

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

– Какой кружок обозначает это умение?

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предполо-жение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

 

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

 

 

ΙΙI. Развитие умений – применение знания. Повторение. Совершенство-вание речевых и правописных умений.

 

I. Беседа.   1  3  3  1

1. Проверка домашнего задания.

1) – Прочитайте из упр. 10 («Дидактический материал») предложения, в конце которых вы поставили:

а) точку;

б) вопросительный знак;

в) восклицательный знак.

Задание можно проверить по рядам или вариантам.

2) – Прочитайте предложение из Рабочей тетради (задание №6, тема 2), в конце которого вы поставили вопросительный знак.

– Чем это предложение отличается от всех остальных? (В остальных вариантах ответов содержится просьба, а не вопрос.)

 

 

 

– По какому признаку вы выбрали вариант ответа (восклицательный знак) в задании №7 из Рабочей тетради? (Содержится приглашение, которое произносится с особым чувством.)

2. Словарно-орфографическая работа.

– Отгадайте загадки и запишите отгадки (последнее слово учитель записывает на доске вместе с детьми).

 

Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык.)

 

Я румяную матрёшку от подруг не оторву,

Подожду, пока матрёшка упадёт сама в траву. (Яблоко.)

 

Она, как змейка, в траве мелькает,

Хвостом виляет.

Хвост оборвёт – другой наживёт. (Ящерица.)

 

– Что общего у записанных слов?

– Подчеркните в словах опасные места. Сколько их в каждом слове?

– Разделите слова на слоги и для переноса. Совпадают ли эти деления?

– Составьте со словом ящерица три разных предложения: с точкой, вопросительным и восклицательным знаком на конце.

 

II. Работа по учебнику.  1   3

1. Упр. 25 – совершенствуются языковые, интонационные и пунктуационные умения (различать разные виды предложений, читать их с нужной интонацией и оформлять на письме).

 

Рекомендуется провести взаимопроверку деления на слоги и для переноса слова русский, так как коллективно в процессе словарной работы актуализировались эти умения. Слова му|дры|е, бы|стре|е (му–дрые, бы–стрее) желательно проверить на доске. Учитель может обратить внимание на возможность вариантного переноса слов му–дрые и муд–рые, а также бы–стрее и быст–рее, т.е. не только по слогам.

Упр. 26 – развиваются орфоэпические умения (умение интонировать предложение в соответствии с характером пунктуационного знака).

 

2. Чтение правила в рамке по учебнику.

– От чего зависит разная интонация при чтении предложений? (От содержания и чувства, с которым оно произносится.)

П: – Особая интонация в предложениях называется восклицательной. Если же говорящий особого чувства не вкладывает, то говорят о невосклицательной интонации. Об этом вы более подробно узнаете при дальнейшем изучении русского языка в 3-м и 4-м классах.

3. Дополнительный материал к уроку.

Упр. 13 («Дидактический материал»).

– Запишите предложение с вопросительным знаком в конце.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе правильно выписать предложения?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты выписал всё сам или с чьей-то помощью?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

 

 

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

 



 

Деятельность учеников:

  – Списывать предложения, правильно оформлять их на письме.

  – Ставить знаки завершения в предложении, выбирать знак в соответствии со смыслом и интонацией предложения.

  – Читать предложения с разной интонацией.

[ Скачать с сервера (63.5 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.