Русский язык |
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
Ι. Актуализация знаний.
| – Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». Беседа. 4 3 Чтение или пересказ учителем сказки А. Каневского «О пользе знаков препинания»: Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразу попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли. Потом он потерял знак восклицательный и знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы. Никакие события не вызывали его любопытства. К концу жизни остались у него кавычки. Он совсем разучился мыслить и дошёл до точки. – Как вы думаете, чем заканчивается сказка? Версии детей. – Сравните с авторской концовкой: «Берегите знаки препинания!» – Как вы понимаете фразу «дошёл до точки»? (До крайности, до предела, до плохого конца.) – Сколько значений у слова точка? (2.) Что же обыгрывается автором в тексте? (Разные значения слова точка.) | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
II. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения). | 1 3 1 – В каких ещё фразах, сочетаниях с другими словами может употребляться слово точка? (Точка в точку, точка зрения, сдвинуть с мёртвой точки, попасть в самую точку и др.) – Какой нужно поставить знак в последнем предложении сказки «Берегите знаки препинания!»? (Восклицательный.) Почему? (Здесь автор призывает нас быть внимательным к знакам препинания, показывает их важность, говорит об этом с особым чувством.) – О чём же эта сказка? (О пользе, роли знаков препинания, внимании к ним.)
– Как она связана с темой нашего урока? Назовите его главный вопрос. – Сформулируйте тему сегодняшнего урока. «Зачем нужны знаки препинания?» или «Роль знаков препинания» (принимаются все варианты, если в них названы знаки препинания). – Составим план урока. План (примерный) 1. Повторить схемы слов, предложений. 2. Оформление предложений на письме в русском языке. – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
| Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предполо-жение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре.
|
ΙΙI. Развитие умений – применение знания. Повторение. Совершенство-вание речевых и правописных умений. | I. Беседа. 1 3 3 1 1. Проверка домашнего задания. 1) – Прочитайте из упр. 10 («Дидактический материал») предложения, в конце которых вы поставили: а) точку; б) вопросительный знак; в) восклицательный знак. Задание можно проверить по рядам или вариантам. 2) – Прочитайте предложение из Рабочей тетради (задание №6, тема 2), в конце которого вы поставили вопросительный знак. – Чем это предложение отличается от всех остальных? (В остальных вариантах ответов содержится просьба, а не вопрос.)
– По какому признаку вы выбрали вариант ответа (восклицательный знак) в задании №7 из Рабочей тетради? (Содержится приглашение, которое произносится с особым чувством.) 2. Словарно-орфографическая работа. – Отгадайте загадки и запишите отгадки (последнее слово учитель записывает на доске вместе с детьми).
Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык.)
Я румяную матрёшку от подруг не оторву, Подожду, пока матрёшка упадёт сама в траву. (Яблоко.)
Она, как змейка, в траве мелькает, Хвостом виляет. Хвост оборвёт – другой наживёт. (Ящерица.)
– Что общего у записанных слов? – Подчеркните в словах опасные места. Сколько их в каждом слове? – Разделите слова на слоги и для переноса. Совпадают ли эти деления? – Составьте со словом ящерица три разных предложения: с точкой, вопросительным и восклицательным знаком на конце.
II. Работа по учебнику. 1 3 1. Упр. 25 – совершенствуются языковые, интонационные и пунктуационные умения (различать разные виды предложений, читать их с нужной интонацией и оформлять на письме).
Рекомендуется провести взаимопроверку деления на слоги и для переноса слова русский, так как коллективно в процессе словарной работы актуализировались эти умения. Слова му|дры|е, бы|стре|е (му–дрые, бы–стрее) желательно проверить на доске. Учитель может обратить внимание на возможность вариантного переноса слов му–дрые и муд–рые, а также бы–стрее и быст–рее, т.е. не только по слогам. Упр. 26 – развиваются орфоэпические умения (умение интонировать предложение в соответствии с характером пунктуационного знака).
2. Чтение правила в рамке по учебнику. – От чего зависит разная интонация при чтении предложений? (От содержания и чувства, с которым оно произносится.) П: – Особая интонация в предложениях называется восклицательной. Если же говорящий особого чувства не вкладывает, то говорят о невосклицательной интонации. Об этом вы более подробно узнаете при дальнейшем изучении русского языка в 3-м и 4-м классах. 3. Дополнительный материал к уроку. Упр. 13 («Дидактический материал»). – Запишите предложение с вопросительным знаком в конце. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе правильно выписать предложения? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты выписал всё сам или с чьей-то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
| Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
|
Деятельность учеников:
– Списывать предложения, правильно оформлять их на письме.
– Ставить знаки завершения в предложении, выбирать знак в соответствии со смыслом и интонацией предложения.
– Читать предложения с разной интонацией.
Всего комментариев: 0 | |
| |