Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа

Риторика
4 класс

Урок 13. Тема: ЗАПРЕТ Что такое запрет. Строгий и мягкий запреты. Запрещаю – предостерегаю.

Риторика

 ТЕКСТ

Урок 13.

Тема: ЗАПРЕТ

Что такое запрет. Строгий и мягкий запреты. Запрещаю – предостерегаю.

Цель:

Знакомим детей:

– с запретом как видом речевой деятельности;

– с особенностями запрета как речевого жанра;

– cо строгими и мягкими запретами.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

 

Ι. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.

 

 

 

3  3  3

Беседа.

– Ребята! Наверное, вам приходилось слышать и читать

какие-нибудь запреты.

– Например, в школе учителя нам часто говорят: «Не бегай по коридору», «Не жуй жвачки».

– Приведите примеры других запретов, которые вы слышали на улице, читали в метро, в парках, в театрах (не переходить улицу на красный свет, нельзя бежать по эскалатору, запрещается жечь костры).

– Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

 

ΙI. Открытие новых знаний.

3 4 6 2 3

Задание 109.

– Какие запретительные слова ты выделил? (Запрещается, не разрешается, нельзя и т.д.)

– Какие глаголы с «не» используются в запрещении?

– Почему Леший и Чебурашка написали такие запреты?

– Какие запреты могли бы написать ваши любимые герои книг, мультфильмов?

Задание 110.

Учащиеся отмечают скрытое запрещение «Благодарим за тишину», другое нестрогое запрещение – «У нас не курят».

– Попробуйте строгие запрещения в музее выразить более мягко. Вы можете использовать слова: Спасибо за то, что... Просим... Пожалуйста, не ... и т.д.

Возможные варианты ответов:

Пожалуйста, не фотографируйте в музее!

Спасибо за то, что вы не курите!

Просим не трогать руками!

Пожалуйста, не входите в верхней одежде!

 

– Можно ли сказать, что эти запреты учат правилам поведения в музее?

– Итак, чему учат запреты в разных общественных местах: в музее,

в театре, на стадионе, в парке, в метро? (Принятым правилам поведения.)

– А теперь научимся составлять мягкие запреты.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

 

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и

целенаправленной познавательной деятельности.

 

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

 

 

III. Развитие умений. Применение знаний.

1  3  2

1. Работа в учебнике.

Задание 103.

Возможные варианты ответов:

1. У нас не трогают провода и розетки!

2. Спасибо за то, что вы сняли верхнюю одежду.

Спасибо за то, что вы оставили верхнюю одежду в гардеробе.

3. Я надеюсь, что ты не будешь трогать меня руками.

Монитор.

 


 

– Как можно обосновать эти запреты?

Возможные варианты обоснования:

1. Тебя может ударить током.

2. В компьютерном классе должно быть чисто.

3. Монитор пачкается.

Задание 102.

– В чём заключается предостережение родителей?

– В каких словах в начале и в конце стихотворения выражается запрет? (Ни за что на свете не ходите в Африку. Не  ходите, дети, в Африку гулять.)

– Конечно, запрещение родителей звучит строго. Но можно тоном смягчить запрет. Попробуйте прочитать строго и мягко запрет родителей.

– Какие запреты-предостережения вы слышите от старших, когда идёте гулять? (Не бегай по грязи – испачкаешься; не катайся по улице на велосипеде – тебя собьёт машина и т.д.)

– Как бы ты выразил свои запреты более мягко младшей сестре, брату, соседу-малышу?

Задание 101.

Учит объяснению запрета. Ученики соединяют запрет и объяснение (обоснование запрета).

Задание 104.

Дети могут нарисовать:


Возможные варианты ответов:

1. Не влезай, Медведь, в теремок – ты такой большой и теремок развалится.

2. Не рассказывай, Алёша, никому про Чёрную курицу и её замечательный подарок, иначе у Чёрной курицы будут большие неприятности.

3. Не бодайтесь на мостике, бараны, а не то оба упадёте в речку и

утонете.

4. Не пугай, Тараканище, животных и птиц, ведь ты такой маленький, что даже Воробей может склевать тебя.

Задание 105.

Возможные варианты ответов:

– Гулять с собаками во дворе воспрещается.

– Не разрешается выгуливать собак рядом с домом.

Задание 106.

Возможные варианты ответов:

Не рекомендуется:

• во время еды смотреть телевизор, так как из-за интересной телепередачи ты можешь опрокинуть на себя тарелку с горячим супом или чай;

• так как съеденная тобой пища усваивается гораздо хуже;

• смотреть телевизор на расстоянии ближе, чем 3 метра, потому что

на тебя будет действовать вредное для здоровья облучение;

• смотреть телевизор в совершенно тёмной комнате, так как это приводит к ухудшению зрения.

Задание 107.

Проверку можно организовать в форме игры.

Возможные варианты ответов:

1. Не чавкай за столом! (Строгая форма; но её можно смягчить за счёт интонации.)

2. Постарайся есть так, чтобы тебя не было слышно. (Замечание мягкое, если за столом нет чужих.)

 

3. Не разбрасывай по дому свои вещи! (Строгая форма.)

4. Пожалуйста, положи свои вещи на место. (Скрытое запрещение, требование.)

5. Не оставляй за собой грязную посуду! (Аналогично 3.)

6. Я буду рада, если ты не забудешь помыть за собой посуду. (Мягкая просьба.)

 

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

 

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать

и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

 

ΙV. Итог урока.

– Как вы думаете, чему учат запреты, которые можно найти в великой старинной книге – Библии?

«Не крадите, не лгите, не обманывайте друг друга.

Не обижай ближнего своего, не грабительствуй.

Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего

твоего, как самого себя».

– Как вы считаете, должен ли каждый человек соблюдать эти запреты?

– Я согласна с вами, что эти главные правила жизни должен соблюдать каждый человек.

 

 

V. Домашнее задание.

Задание 108.

Возможные варианты ответов:

– Да, хотел бы. Там можно было бы все делать, и никто бы тебе ничего не сказал.

– А если бы кто-нибудь избил тебя или отнял деньги, тебе бы это понравилось? Я думаю, что в этом случае тебе будет не очень весело.

– Нет, не хотела бы. Тогда бы дети не соблюдали никаких правил поведения, а потом из них выросли бы невоспитанные взрослые.

– Представьте себе, что вы попали в царство Небывалых Сладостей, где целые горы мороженого, конфет, тортов и никто не запрещает их есть в любом количестве. Что случилось бы в этом царстве с тобой или героями мультфильмов? (Незнайкой, Винни-Пухом, котом Матроскиным, Снежной королевой.)

– Сочини историю «В царстве Небывалых Сладостей».

– Прочитай четверостишие.

– Согласен ли ты с тем, что можно ничего не запрещать, всё разрешать? Обоснуй свой ответ.

 

 

[ Скачать с сервера (112.0 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.