Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа

Риторика
4 класс

Урок 12. Тема: Абзацные отступы.

Урок 12.

Тема: Абзацные отступы.

Цель:

Объясняем детям:

– что абзац – смысловой отрезок текста;

– его роль в тексте.

Сообщаем детям, что по своему месту и значению в тексте абзацы бывают трёх видов и что каждый играет свою роль в тексте.

Знакомим детей с завершающей ролью последних абзацев текста.

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

 

Ι. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.

 

 

 

3  3  3

Беседа.

– Вы, конечно, слышали слово «абзац». А что оно обозначает?

– Часть текста... Мы выделяли эти части.

– Да, отступаем от начала строки на 2–3 буквы.

– Ещё есть красная строка. Это первый отступ в первом абзаце.

– Есть книги, особенно старинные, в которых эти первые буквы

по-всякому разрисовывались, это украшало книги, то есть они становились красивыми, отсюда и название – «красная строка».

– Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

 

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

 

ΙI. Открытие новых знаний.

3 4 6 2 3

– Итак, – обобщает учитель, – абзац – это часть текста (рукописного или печатного). Каждый абзац выделяется отступом в 2–3 буквы в начале письменной строки.

– Можно ли сразу, не читая текста, определить: сколько в нём абзацев? (Да. Если выделены абзацы – тогда надо просто подсчитать отступы, включая первый.)

 

Работа в учебнике.

– Найдём задание 91. В тексте четыре абзаца. Попробуем их выделить.

– Но вначале прочитаем весь текст целиком.

– Где же кончается первый (начальный) абзац?

Как ты это определил(а)?

– По-моему, кончается на словах «...просто увлекательности».

– В этом отрывке говорится о писателях, в романах которых много «добра, человечности, благородства и просто увлекательности!».

– Во втором абзаце говорится об Александре Дюма и рыцарских романах Вальтера Скотта. Это другая мысль.

– В третьем абзаце – отдельно о Диккенсе, о том, чем отличаются его книги от других: ваше сердце станет «добрее, умнее, нежнее к людям».

– И наконец, в последнем абзаце – призыв: читать больше, не откладывать «на завтра сегодняшнюю радость». Здесь итог, заключение.

 

 

– Значит, абзацы – это не просто отрывки, части текста, а смысловые части текста, смысловые отрывки. И когда вы отделяете их отступами, читатель легче схватывает связь между этими частями и смысл целого текста.

Очень нежелательно проходить мимо последнего вопроса: «Что бы ты спросил у современного писателя, книги которого тебе нравятся?».

– Я спросил бы, а какие книги он читает сейчас?

– Есть ли у него дети или внуки? Дружит ли он с ними?

– Читают ли они те книги, которые он им советует?

– Значит, вы вступаете в общение с писателем. И натолкнул вас на это текст. А мне захотелось спросить вас, каждого в отдельности: что вы читаете сейчас, что вы любите читать?

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

 

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и

целенаправленной познавательной деятельности.

 

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

 

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

III. Развитие умений. Применение знаний.

1  3  2

Работа в учебнике.

1. Вступительный, основной и завершающий абзацы.

Задание 92.

Отмечаем буквами абзацы. Подчёркиваем, что вступительный абзац

вводит нас в повествование («А было это так: ...»). Завершающий абзац («По этой записи ...») показывает, что повествование окончено, так как всё рассказано. Вступительный и завершающий абзацы связаны по смыслу: последний отвечает на вопрос первого, и поэтому так много лексических повторов – учёные, определить, щука...

Два абзаца основной части о том, что поймали щуку, во второй – о том, как нашли золотое кольцо с надписью. Думается, не надо возражать, если обе эти части дети воспримут как одну, основную. Между тем можно обратить внимание на соотношение частей текста и абзацев: в данном случае в основной части – два абзаца.

Текст сообщает нам об интересном факте – это его основная задача.

Текст, вводящий в сказочную историю про щуку и кольцо. Здесь можно фантазировать, выдумывать, чего не бывало на свете.

Необходимо дать время на «придумку», выслушать 2–3 самых сильных фантазёров – остальные выступят на следующем уроке.

Задание 93.

В составленных квадратиках обозначаются:

1. Поспорили заяц ... 1

2. Заяц сразу обогнал ... 2

3. И черепаха всё шла ... 3

Такая последовательность подсказывается развитием действия.

Спор – начало истории; не было бы спора, нам не о чем было бы рассказывать. Зайцы – быстроногие, поэтому заяц должен был сразу обогнать черепаху. Но ему стало скучно – вот он и уснул и т.д.

Важно, чтобы ученики учились обосновывать то, как они планируют восстановление порядка абзацев. Выбирая заголовки, дети останавливаются на последних двух как наиболее ярких и оригинальных.

Задание 94.

Отрабатывается значение вступительного абзаца. В тексте задания

94:

С.Т. Коненков (скульптор) говорит о значении музыки для него, без которой он не мыслит творческой фантазии; во втором тексте (И.Ф. Протченко – лингвист) раскрывает во вступительном абзаце понятие «лексика».

Задание 94 готовит к самостоятельному выполнению аналогичного по типу задания 95 (даётся на дом).

 

2. Завершающие абзацы.

Задание 96.

Обмен репликами между героями позволяет закончить рассказ, подвести черту и использовать для заключения клише «Так закончилась в погожий солнечный день эта небольшая история о вредном жуке-короеде».

 

Задание 98.

Сигнализируют начало завершающего абзаца слова: «Мы видим,

что...». Последнее предложение содержит вывод-обобщение.

 

Задание 99.

В итоговом абзаце И. Долгополов характеризует Нестерова словами

«цельный и чистый человек», а как художника словами «один из последних корифеев великой русской школы, давшей таких мастеров, как Василий Суриков, Виктор Васнецов, Михаил Врубель».

 

Задание 100.

В завершающих абзацах часто используются слова: «из приведённых примеров ясно...», «подведём итоги», «сделаем вывод», «итак» и т.д.

Дети рисуют тот пейзаж, который символизирует для них родную

природу.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

 

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать

и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

 

ΙV. Итог урока.

Коллективное составление таблицы.


 

V. Домашнее задание.

а) – Найдите свои примеры стихотворений (песен) с абзацами.

б) – Есть ли у вас тетрадь для рисования, в которую вы собираете чудеса?

– Записываете стихотворные перепутаницы, всякие смешинки? А может быть, вы помните стихи-перепутаники? Расскажите о своих чудесах ребятам.

Задание 95.

 

[ Скачать с сервера (146.5 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.