Русский язык |
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) | |||||||||||
Ι. Актуализация знаний.
| – Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа».
Словарно-орфографическая работа с проверкой домашнего задания. 3 3 1 1. Словарная разминка. Игра «Да-нет». Учитель читает слова, а ученики должны выбрать только те, в которых без ударения пишется буква О: Народ, погода, работа, Россия, мороз, капуста, воробей. Запись выбранных слов. Конструирование предложения, которое бы соответствовало схеме: |_____ __ России _____ _____ морозы! (Зимой в России бывают сильные морозы!) 2. Проверка домашнего задания по Рабочей тетради, тема 2, №8. – Что вам помогало установить соответствие схем и предложений? (Знаки препинания в конце и количество слов в каждом предложении.) – Что ещё интересного заметили в схемах в Рабочей тетради? (Внутри предложений есть запятые.) – Почему они ставятся, вы узнаете при дальнейшем изучении русского языка. | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. | |||||||||||
II. Формули-рование пробле-мы, планирова-ние деятельности. Поиск решения (открытие нового знания), форму-лирование правила (опреде-ления). | 1 3 2 3 – Однажды Петя Зайцев начал читать сказку. Запишем её начало: В лесу жил глупый волк. Один раз он погнался за … Дети оставляют на строчке места для последующей записи слова. – Попробуйте закончить это предложение. (За зайцем, бабочкой, вороной, пушинкой, тенью…) – Почему многие слова подходят? (Волк был глупый, мог погнаться за кем угодно.) – А можно ли предложение закончить вообще любым словом, например, дом, книга, вокзал, корабль? (Нет, слово должно подходить по смыслу.)
– А теперь посмотрите на рассыпанное предложение. знал, ёжика, о, колючках, Волк, не – Соберите его. (Волк не знал о колючках ёжика.) – Есть ли другие варианты? (Слова можно поменять местами, слово волк можно поместить в середину, тогда оно пишется с маленькой буквы.) – Можно теперь узнать, за кем гнался глупый волк в сказке? – Допишите нужное слово. Рядом запишите составленное вами предложение (на выбор детей и учителя). Подчеркните опасные места в словах. – Мы будем учиться: – составлять предложения; – составим план урока.
План (примерный) 1. Составление предложений 2. Оформление предложений на письме. 3. Работа с омонимами.
– Какой кружок обозначает это умение?
| 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. | |||||||||||
ΙΙI. Развитие умений – применение знания. | Работа по учебнику. 1 3 3 2 Упр. 22 – развивается языковая догадка на основе рифмовок слов, совершенствуются речевые умения (чтение скороговорок), а также языковые и правописные (составление и оформление предложений на письме).
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе составить предложения? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
Методическая рекомендация: при выполнении этого упражнения важно обратить внимание на выделенные в упр. 22 слова коси и коса, которые являются однокоренными, но имеющими омонимичный (сходный только по звучанию, написанию, а не значению) корень со словом коса – «волосы». Учитель уточняет значение слова косить – «срезать косой».
Упр. 23 – развиваются коммуникативно-речевые умения (составление предложений со словом коса, имеющим совершенно разные значения). Работа может проходить так. После рассматривания рисунков в упр. 23 учитель может напомнить, что дети уже встречались с этим словом раньше на уроке. По дороге наша Машенька идёт, За верёвочку козу она ведёт. А прохожие глядят во все глаза: – Очень длинная у девочки … (коса). – В каком значении здесь употреблено слово коса? (Волосы, причёска.) – Какие однокоренные слова к нему подбирали? (Косичка, косонька.) Учитель уже отмечал, что эти слова особые, они похожи на слова, у которых есть несколько значений (например, язычок), но всё же отличаются от них.
– Можно ли установить сходство между значениями слов язычок? (Да, похожи по форме, способности двигаться, можно открыть рисунки упр. 4, вспомнить сочетания упр. 5 – язычок ботинка, язычок колокола, язычок ребёнка.) – Можно ли установить сходство между значениями слова коса – «сельскохозяйственное орудие» и коса – «волосы, причёска». (Нет, у них и однокоренные слова разные.) П. Учитель может сообщить, что такие слова называются омонимами (особыми словами, совершенно разными по значению, просто совпадающими по звучанию, написанию). Для развития и закрепления этого нового умения предлагается ученикам самостоятельно составить предложения с разными значениями слова коса. М.* Составить предложения с разными значениями слова лук.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе составить предложения? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
| ТОУУ Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. | |||||||||||
ΙV. Итог урока. | Мини-тест. – Указать в тетрадях правильные варианты значком «+» около цифры задания. Все в столбик записывают номера 1, 2, 3, 4, 5. 1. Предложение выражает законченную мысль. 2. Предложение состоит из звуков и букв. 3. Слова в предложении могут меняться местами. 4. Предложение можно закончить любым словом. 5. Значения слов коса («причёска») и коса («сельскохозяйственное орудие») похожи. Затем несколько учеников называют номера, где поставлены «+», учитель просит поднять руки тех учеников, у кого ответы сходны. После этого учитель читает ещё раз все варианты, а дети проверяют вместе, сверяя со своими записями и внося исправления, если нужно. 4 4
– Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что?
|
ТООУ | |||||||||||
V. Домашнее задание. | Н. «Дидактический материал», упр. 9. П. Закончить сказку о глупом волке и записать два предложения. |
|
Деятельность учеников:
– Составлять схемы предложений и предложения по схемам.
– Списывать предложения, правильно оформлять их на письме.
– Ставить знаки завершения в предложении, выбирать знак в соответствии со смыслом и интонацией предложения.
Всего комментариев: 0 | |
| |