Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа

Русский язык
2 класс

Урок 12 (10). Тема: Конструирование предложений.

Цель:

  развитие умений составлять предложения, заканчивать предложения по заданному началу, правильно оформлять их на письме.

 

Символы:

Н

П

М

                   

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

 

Ι. Актуализация знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите  слова «Классная работа».

 

 

Словарно-орфографическая работа с проверкой домашнего задания.  3   3   1

1. Словарная разминка. Игра «Да-нет».

Учитель читает слова, а ученики должны выбрать только те, в которых без ударения пишется буква О:

Народ, погода, работа, Россия, мороз, капуста, воробей.

Запись выбранных слов.

Конструирование предложения, которое бы соответствовало схеме:

|_____ __ России _____ _____ морозы! (Зимой в России бывают сильные морозы!)

2. Проверка домашнего задания по Рабочей тетради, тема 2, №8.

– Что вам помогало установить соответствие схем и предложений? (Знаки препинания в конце и количество слов в каждом предложении.)

– Что ещё интересного заметили в схемах в Рабочей тетради? (Внутри предложений есть запятые.)

– Почему они ставятся, вы узнаете при дальнейшем изучении русского языка.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

II. Формули-рование пробле-мы, планирова-ние деятельности. Поиск решения (открытие нового знания), форму-лирование правила (опреде-ления).

 

     1   3   2   3

– Однажды Петя Зайцев начал читать сказку. Запишем её начало:

В лесу жил глупый волк. Один раз он погнался за …

Дети оставляют на строчке места для последующей записи слова.

– Попробуйте закончить это предложение. (За зайцем, бабочкой, вороной, пушинкой, тенью…)

– Почему многие слова подходят? (Волк был глупый, мог погнаться за кем угодно.)

– А можно ли предложение закончить вообще любым словом, например, дом, книга, вокзал, корабль? (Нет, слово должно подходить по смыслу.)

 

– А теперь посмотрите на рассыпанное предложение.

знал, ёжика, о, колючках, Волк, не

– Соберите его. (Волк не знал о колючках ёжика.)

– Есть ли другие варианты? (Слова можно поменять местами, слово волк можно поместить в середину, тогда оно пишется с маленькой буквы.)

– Можно теперь узнать, за кем гнался глупый волк в сказке?

– Допишите нужное слово. Рядом запишите составленное вами предложение (на выбор детей и учителя). Подчеркните опасные места в словах.

– Мы будем учиться:

              – составлять предложения;

             – составим план урока.

 

План (примерный)

    1. Составление предложений

2.     Оформление предложений на письме.

3. Работа с омонимами.

 

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

– Какой кружок обозначает это умение?

 

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

 

ΙΙI. Развитие умений – применение знания.

 

Работа по учебнику.  1   3   3   2

Упр. 22 – развивается языковая догадка на основе рифмовок слов, совершенствуются речевые умения (чтение скороговорок), а также языковые и правописные (составление и оформление предложений на письме).

 

 

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе составить предложения?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

 

Методическая рекомендация: при выполнении этого упражнения важно обратить внимание на выделенные в упр. 22 слова коси и коса, которые являются однокоренными, но имеющими омонимичный (сходный только по звучанию, написанию, а не значению) корень со словом коса – «волосы». Учитель уточняет значение слова косить – «срезать косой».

 

Упр. 23 – развиваются коммуникативно-речевые умения (составление предложений со словом коса, имеющим совершенно разные значения).

Работа может проходить так.

После рассматривания рисунков в упр. 23 учитель может напомнить, что дети уже встречались с этим словом раньше на уроке.

По дороге наша Машенька идёт,

За верёвочку козу она ведёт.

А прохожие глядят во все глаза:

– Очень длинная у девочки … (коса).

– В каком значении здесь употреблено слово коса? (Волосы, причёска.)

– Какие однокоренные слова к нему подбирали? (Косичка, косонька.)

Учитель уже отмечал, что эти слова особые, они похожи на слова, у которых есть несколько значений (например, язычок), но всё же отличаются от них.

 

– Можно ли установить сходство между значениями слов язычок?

(Да, похожи по форме, способности двигаться, можно открыть рисунки упр. 4, вспомнить сочетания упр. 5 – язычок ботинка, язычок колокола, язычок ребёнка.)

– Можно ли установить сходство между значениями слова коса – «сельскохозяйственное орудие» и коса – «волосы, причёска». (Нет, у них и однокоренные слова разные.)

П. Учитель может сообщить, что такие слова называются омонимами (особыми словами, совершенно разными по значению, просто совпадающими по звучанию, написанию).

Для развития и закрепления этого нового умения предлагается ученикам самостоятельно составить предложения с разными значениями слова коса.

М.* Составить предложения с разными значениями слова лук.

 

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе составить предложения?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

 

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ТОУУ

 

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

 

 

ΙV. Итог урока.

 Мини-тест.

– Указать в тетрадях правильные варианты значком «+» около цифры задания. Все в столбик записывают номера 1, 2, 3, 4, 5.

1. Предложение выражает законченную мысль.

2. Предложение состоит из звуков и букв.

3. Слова в предложении могут меняться местами.

4. Предложение можно закончить любым словом.

5. Значения слов коса («причёска») и коса («сельскохозяйственное орудие») похожи.

Затем несколько учеников называют номера, где поставлены «+», учитель просит поднять руки тех учеников, у кого ответы сходны.

После этого учитель читает ещё раз все варианты, а дети проверяют вместе, сверяя со своими записями и внося исправления, если нужно.

 4   4

 

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТООУ

V.  Домашнее задание.

Н. «Дидактический материал», упр. 9.

П. Закончить сказку о глупом волке и записать два предложения.

 

 

Деятельность учеников:

Составлять схемы предложений и предложения по схемам.

Списывать предложения, правильно оформлять их на письме.

Ставить знаки завершения в предложении, выбирать знак в соответствии со смыслом и интонацией предложения.

[ Скачать с сервера (62.5 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.