Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа

Литературное чтение
4 класс

Урок 115. Тема: Путешествие 14. «Книжкины именины» во Дворце пионеров. Стихи Е. Благининой, Б. Заходера, Ю. Коринца, В. Берестова.

Литературное чтение

Урок 115.

Тема: Путешествие 14. «Книжкины именины» во Дворце пионеров. Стихи Е. Благининой, Б. Заходера, Ю. Коринца, В. Берестова.

Цели:

высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;

самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.

 

Этапы урока

Ход урока

 

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

 

Ι. Актуализация знаний.

 

1  2  3

Беседа.

Обсуждение названия «Путешествие 14».

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

 

II. Развитие умений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2  4  1  2  3  1  2  3  3

1. Работа с текстом.

Работа с текстом до чтения.

Самостоятельное чтение авторского текста (с. 162).

 

– О чём подумали во время чтения?

– Что вспомнили? Какие параллели можете провести? (Лев Кассиль и Самуил Маршак, Неделя детской книги и литературный утренник в Сокольниках.)

– Какие имена участников поэтического концерта вы встретили с удивлением? С радостью?

– Кого бы ещё пригласили участвовать в концерте?

– Кого хотите послушать в первую очередь?

Работа с текстом во время чтения.

1) Самостоятельное чтение стихотворения Е. Благининой «Форточка».

– Можно ли эти стихи назвать красивыми? Какими ещё?

– О чём мечтает герой стихотворения?

– Прочитайте его мечту-фантазию.

– Каким было плавание? Почувствовали ли вы качку? Игру волн?

– На каком корабле плывёт герой? Почему именно на паруснике?

– Каким было возвращение в реальность? Резким? Плавным? (Резким, отсюда три тире в двух строчках.)

– В какое новое плавание отправляется герой?

– Можно ли надеяться, что в сонном плавании продолжится плаванье морское?

– Прокомментируйте последние строчки стихотворения.

– Как будете читать стихотворение Благининой?

2) Чтение стихотворения «Форточка» вслух.

3) Самостоятельное чтение стихов Б. Заходера.

– Какие это стихи? Можно ли их назвать лёгкими, игривыми, светлыми? Какое из них похоже на шутку?

– Прочитайте «Кискино горе» как весёлую шутку.

– А теперь прочитайте песенку дождя. Кому она адресована? Почему нравится нам?

 

4) Самостоятельное чтение стихотворения Ю. Коринца «Белая ночь».

– Какие прекрасные картины белой ночи рисует поэт! Как уживаются вместе солнце, звёзды, луна в эти ночи?

– Почему пламя костра кажется бесцветным?

– Отчего не спит природа белой ночью?

– Отчего не спится герою стихотворения?

– Можно ли провести параллель между его состоянием и состоянием природы?

– Какие строки в стихотворении повторяются, звучат рефреном?

– Подберите самое точное слово для этих стихов: печальные, грустные, тоскливые.

– Почему грустит герой? Ответьте словами стихотворения.

– Прочитайте стихотворение выразительно.

5) Самостоятельное чтение стихотворения Ю. Коринца «Последнее яблоко».

– Хочется ли вам, чтобы яблоко упало? А автору? Почему?

– Что случится, если оно упадёт?

– А кто ждёт прихода зимы?

– На какие две части делятся стихи? Совпадает ли деление в учебнике с вашим прочтением стихотворения?

– Как по-разному будете читать две части стихотворения?

– Прочитайте стихотворение с разной задачей:

а) как прощание с осенью и ожидание зимы;

б) как гимн упорству яблока и некончающейся осени.

6) Чтение стихотворения В. Берестова «Урок листопада»:

а) До чтения:

– Подумайте над заглавием. Что это за урок? Что можно предположить?

б) Послушайте стихотворение (чтение учителя).

в) После чтения:

– А вы были на таких уроках? Понравилось?

г) Повторное комментированное чтение по строфам.

«А дальше, ребята, урок листопада.

Поэтому в класс возвращаться не надо. (То есть закончились школьные уроки, но впереди – ещё один...)

Звонок прозвенит, одевайся скорей

И ждите меня возле школьных дверей!»

И парами, парами следом за нею,

За милой учительницей своею

Торжественно мы покидаем село. (Почему торжественно? Это как?)

А в лужи с лужаек листвы намело! (Представили?)

«Глядите! На ёлочках тёмных в подлеске

Кленовые звёзды горят, как подвески.

(Какую картину представили? Листья упали на ёлку и висят, как ёлочные игрушки...)

Нагнитесь за самым красивым листом

В прожилках малиновых на золотом. (Какого цвета лист? Да, ярко-жёлтый, с малиновыми прожилками. Представили?)

Запомните все, как земля засыпает,

А ветер листвою её засыпает».

А в роще кленовой светлей и светлей. (Почему?)

Всё новые листья слетают с ветвей.

(Удивительный образ нашёл поэт: засыпает земля, листья её засыпают. Почувствовали игру слов?)

Играем и носимся под листопадом

С печальной, задумчивой женщиной рядом.

(Какой видят дети свою учительницу? Почему она печальна – можно предположить? Грустно, красота осени уходит...)

 

Работа с текстом после чтения.

1) Беседа с учащимися:

– Что объединяет стихи разных поэтов?

– Какое из них самое весёлое? Самое грустное?

– Какое ближе всего вам по настроению? По отношению к миру?

– Какого поэта вы сегодня открыли для себя?

2) Выразительное чтение стихов по выбору учащихся.

 

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

– Какое умение формировали?

 

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

 

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

 

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

ΙΙΙ. Итог.

– Как бы вы оценили свою работу на уроке?

 

 

IV. Домашнее задание.

 

Выучить наизусть любое стихотворение.

 

[ Скачать с сервера (75.5 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.