Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа

Окружающий мир
4 класс

Урок 10.Тема: Окна в окружающий мир

Урок 10.

РАЗДЕЛ I. КАК РАБОТАЕТ ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

Тема: Окна в окружающий мир

Цели:

 формировать у учащихся новые понятия о строении и роли органов зрения; о связи органов зрения с нервной системой; о гигиене зрения и профилактике близорукости.

Оборудование: иллюстрации с изображением строения органа зрения, муляж глаза из кабинета биологии.

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

 

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

 

4  3

Обсуждение творческих вопросов прошлого урока.

– Прочитайте вопрос Лены на с. 42.

Выдвигают гипотезу.

– Какие противоречивые факты вы заметили в её словах? Какой у вас возникает вопрос?

Какую роль выполняет орган зрения в жизни человека? Почему у зверей главным органом чувств служит обоняние?

Прежде чем ответить на проблемный вопрос, надо выяснить с учениками, что они уже знают.

– Какие органы чувств человека вы знаете? О чём они нам сообщают?

– Почему органы чувств развиты у животных, но их нет у растений?

 

– Как развитие органов чувств животных связано с их образом жизни?

Отвечают на вопросы.

– Определите тему сегодняшнего урока.

Зрение.

– Давайте составим план работы на основе этих вопросов.

План. 3

Учитель вместе с детьми составляет план урока.

– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)

– Какое умение формировали?

 

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

 

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

 

ΙΙ. Совместное открытие знаний.

 

4 3 7 2 3 3 2

Работа в учебнике.

– Назовите основной орган зрения. (Глаз.)

– Что можно узнать о предмете с помощью глаза? (Цвет предмета, размер, форму, расположение в пространстве, направление его движения.)

– Как же устроен глаз? Как он выполняет такую сложную работу?

Работа по рисунку на с. 43 с использованием текста учебника.

По рисунку определяют строение глаза.

– Перечислите части глаза.

– Какая часть глаза самая объёмная?

– Что примыкает к глазному яблоку сзади (выстилает его дно)?

Ответы с опорой на рисунок и текст.

– Чем глазное яблоко защищено спереди?

– Что расположено над роговицей?

– Что ограничивает радужная оболочка?

– Какова роль зрачка?

 

Опыт с фонариком, светящим через бумагу с прорезанными в ней двумя отверстиями – большего и меньшего диаметра.

Вопрос: Через какое отверстие света проходит больше?

Наблюдают за распространением света через прорези.

1. Задание к нижним рисункам на с. 43.

– Что расположено за зрачком?

Выполняют задание.

– Как вы думаете, в какой части глаза будут располагаться чувствительные клетки, которые воспринимают изображение?

– На сетчатке.

2. Выполнение задания к рисунку на с. 44. Учитель объясняет, как работают клетки сетчатки двух типов.

– Куда направляются сигналы, воспринимаемые глазом?

– Сигналы направляются в головной мозг, где обрабатываются. Так у нас возникает зрительное восприятие предметов.

– Рассмотрите изображение идущей девушки на с. 44 и предположите, как наш глаз воспринимает движущийся предмет.

– Изменение изображения мы воспринимаем как движение.

– Рассмотрите рисунки внизу на с. 44 и определите, одинаково ли мы видим предметы правым и левым глазом.

– Каждый глаз видит немного по-своему.

– Если глаз – очень важный орган, то нуждается ли он в защите? Какой?

Используйте для ответа рисунок на с. 45.

– Да. Глаз необходимо защищать от попадания пыли, пота, от высыхания. Для этого имеются брови, веки, ресницы.

– Как мы ответим на вопрос урока?

– Орган зрения даёт наиболее полную информацию об окружающем мире.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

 

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали?

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

 

 

 

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

 

ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний.

2        1   2   3   1

1. Работа в учебнике.

Вопросы на с. 45.

2. Игра «Что было бы, если бы...?».

Учащиеся по цепочке задают вопросы, при ответах на которые из муляжа или схематического изображения глаза удаляется одна часть.

3. Работа в рабочей тетради.

Задания из рабочей тетради на выбор.

Выполняют задания.

 

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать

предстоящую работу (составлять план.)

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ТОУУ

ΙV. Домашнее задание.

Чтение учебника (тема 10). Два задания из рабочей тетради на выбор из оставшихся.

 

V. Итог урока.

4

– Почему тема сегодняшнего урока – «Окна в окружающий мир»?

 

– Какую работу мы сейчас выполняли?

– Чему научились?

– Кто с ней справлялся легко?

– Кому пока было трудновато?

– Кто или что вам помогло справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– Какую бы отметку вы себе поставили?

 

 

 

Возможные ответы на задания рабочей тетради.

При выполнении задания 2 ученики должны обратить внимание на то, что, бросив взгляд на далёкие (или, наоборот, на близкие) предметы, мы должны дать глазу время привыкнуть, настроиться. Это означает, что хрусталик должен изменить свою кривизну. Подобно этому в старых фотоаппаратах-зеркалках приходилось крутить и настраивать объектив. Современные аппараты делают это сами, но им тоже требуется для этого некоторое время.

В задании 3 обращается внимание на необходимость переключаться время от времени с одной работы на другую. Относится это и к работе органа зрения. За час неподвижного стояния на месте устаёшь сильнее, чем за час прогулки, потому что при этом сокращены одни и те же мышцы. Точно так же вредно долго смотреть телевизор: мышцы хрусталика (глаза) устают от продолжительного неподвижного положения (они всё время сокращены).

Задание 4 посвящено правилам разумного поведения. Подобно катанию с горки такой высоты, при которой можно легко двигаться, но нет опасности разбиться, при чтении нужно руководствоваться теми же принципами. Держа книгу ближе 30 см или дальше 40 см от глаз, мы заставляем сильнее напрягаться мышцы хрусталика (глаза). Это может привести к появлению близорукости или дальнозоркости.

Выполняя задание 5, ребята ответят, что тёмные очки используют лишь при ярком солнечном освещении, поэтому рабочее место должно быть хорошо освещено. Оно должно быть освещено не слишком ярко и не слишком тускло.

В задании 7* мы предлагаем провести аналогию между строением фотоаппарата и глаза. Специфику устройства фотоаппарата ученики знают плохо, так как современные «мыльницы» выполняют настройку автоматически. Тем не менее аналогия между фотоплёнкой (хорошо знакомой школьникам) и сетчаткой кажется нам весьма важной. Также понятна аналогия между преломляющей лучи света линзой объектива и хрусталиком. Диафрагма в фотоаппарате соответствует изменению ширины зрачка, крышечка аналогична веку, а вся камера – глазному яблоку.

[ Скачать с сервера (362.5 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.