Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа

Литературное чтение
4 класс

Урок 109. Тема: Путешествие 13. Смешные книжки. Проверка развития читательских умений (Н. Носов «Федина задача»)

Литературное чтение

Урок 109.


Тема: Путешествие 13. Смешные книжки. Проверка развития читательских умений (Н. Носов «Федина задача»)

Цели:

высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;

самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.

 

Этапы урока

Ход урока

 

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

 

Ι. Актуализация знаний.

 

1  2  3

Проверки домашнего задания.

Выразительное чтение понравившихся отрывков.

 

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

 

II. Развитие умений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2  4  1  2  3  1  2  3  3

1. Работа с текстом.

Работа с текстом до чтения.

1) Вводная беседа.

– Какое предстоит путешествие?

 

– Готовы ли путешествовать самостоятельно? Умеете ли работать с текстом?

– На какой вопрос нужно найти ответ самостоятельно?

2) Самостоятельное чтение материалов «Путешествия».

– Сумели ли разгадать тайну юмора и сатиры?

– Кто помогал разгадать тайну?

– Почему С. Сивоконь называет Н. Носова «чистокровным детским юмористом»?

– Что такое сатира (по определению Н. Носова)?

– Кто такие сатирики?

– Зачем нужны сатира и сатирики?

– Чем юмор отличается от сатиры?

– Всегда ли легко провести грань между ними?

– Какую «шпаргалку» предлагает нам Н. Носов на случай затруднения?

– Вспомните известные вам рассказы Н. Носова. Можно ли их назвать сатирическими? Как вы рассуждали?

Работа с текстом во время чтения.

Возможны два варианта работы с данным текстом:

1) контрольная работа (проверка уровня развития читательских умений) на материале рассказа Н. Носова «Федина задача» (выполняется в «Тетради по литературному чтению»);

2) чтение и анализ рассказа на уроке.

Приведём описание 2-го варианта работы с текстом в классе.

1) Чтение рассказа учителем или самостоятельное чтение детей про себя (важно следить за эмоциональной реакцией на текст по ходу чтения).

– Над кем вы смеялись? Над Федей? Или над собой?

– Проверьте себя, что вы делали, слушая (читая) рассказ: решали задачи или наслаждались концертом? Сколько мелодий прослушал Федя?

– Весёлый или серьёзный вопрос я вам сейчас задала?

– Задайте свой серьёзный и свой весёлый вопрос.

2) Выборочное чтение.

– Обсуждение вопросов 1–3 учебника (с. 154).

Работа с текстом после чтения.

1) Проблемный вопрос – вопрос 4 (с. 154 учебника).

Ребята приходят к выводу, что, поскольку они тоже зачастую выполняют уроки и одновременно смотрят телевизор, слушают музыку, болтают по телефону и пр., выходит, эта вредная привычка распространена широко. Значит, это мягкая сатира (не едкая, ироничная, а добрая – ведь речь идёт о детях).

2) Рассказ о писателе.

– Послушайте, что Н. Носов рассказывал о себе. Найдите ответ на вопрос, почему он стал детским писателем.

«Когда я был маленьким, я очень любил читать о дальних странах, удивительных приключениях и необыкновенных людях, то есть о людях взрослых, а не о малышах, с которыми ничего интересного не происходит. Потом, когда я сам сделался взрослым, я часто вспоминал о минувшем детстве и увидел, что и моя жизнь в те годы была удивительно интересной. И мне захотелось рассказать детям о них самих: о том, какие они замечательные, интересные люди, как они живут, о чём думают, какие в их жизни бывают трудности, вообще обо всём, что с ними случается.

И поэтому я стал детским писателем».

3) Весёлая задача.

Первые смешные рассказы Носова напечатаны в 1938 г., последние – в 1959 г. Сколько ваших бабушек, дедушек, пап и мам прочитали рассказы Носова? Были ли они внимательными читателями или походили на Федю?

А теперь серьёзные вопросы:

– Читали ли рассказы Носова ваши родители, бабушки и дедушки?

Почему рассказы Носова не стареют и интересны вам так же, как и родителям?

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

– Какое умение формировали?

 

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

 

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

 

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

 

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

ΙΙΙ. Итог.

– Как бы вы оценили свою работу на уроке?

 

 

IV. Домашнее задание.

 

Вспомните, сколько рассказов Носова вы прочитали. Какие они? Над чем смеётся автор? (Задание 5, с. 154 учебника.)

 

[ Скачать с сервера (71.5 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.