Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа

Русский язык
2 класс

Урок 104 (93). Тема: Разбор имён прилагательных по составу

Урок 104 (93).

Тема: Разбор имён прилагательных по составу

 Развитие умений разбирать имена прилагательные по составу с опорой на словообразовательный анализ, анализировать антонимы и синонимы с точки зрения их состава, определять их роль в построении текста.

П – повышенный уровень

М – максимальный уровень

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

 

Ι. Актуализация знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Напишите «Классная работа».

3  4  

Проверка домашнего задания.

1. Блиц-опрос.

– В тетрадях рядом с цифрой задания поставьте «+» (если высказывание правильно) или «–» (если оно неверно).

1) Имена прилагательные образуются от основ прилагательных и существительных.

2) Имена прилагательные образуются с помощью окончаний.

3) Прилагательные красный и красноватый – это разные слова.

4) В слове длинный пишется две буквы н, так как корень оканчивается на н и добавляется суффикс -н-.

5) Прилагательное настольный образовалось с помощью суффикса -н-.

6) В прилагательном юный пишется одна буква н.

7) Суффикс прилагательного -оват-, -еват- является ласкательным.

Сверка с ответами на доске (слайде): + – + + – + –

Повторное чтение вопросов с объяснениями учеников.

2. – Прочитайте прилагательные, в которых есть удвоенная буква согласного на стыке корня и суффикса.

Проверка разбора слов по составу на доске (3 ученика: слова с суффиксами -н-, -оват-, -еньк-.)

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

 

II. Формулирование проблемы.

 

 

 

 

 

 

 1  3  3 

– Мы наблюдали, как образуются имена прилагательные, а сегодня посмотрим, как правильно их разбирать по составу.

– Что это значит – разобрать по составу? (Выделить все части в слове.)

– Что нужно знать, чтобы разобрать слово по составу? (Часть речи и порядок разбора.)

– Вспомните порядок разбора слова по составу (например, имени существительного). В каком направлении мы идём? (От конца слова – окончания, суффикса и/или приставки к корню.)

– Проверьте себя.

На слайде (доске) памятка разбора по составу (он дан в части 1 на с. 159).

Методическая рекомендация: напоминаем, что для правильного разбора по составу нужно опираться на словообразовательный анализ: устанавливать через объяснение, какая это часть речи, от какого слова шло образование, устанавливаем путём сопоставления двух основ, с помощью чего образовалось данное слово. Эти части сразу выделяем, а лишь затем обозначаем корень и подбираем однокоренные слова.

– Давайте составим план сегодняшнего урока.

Учитель вместе с детьми составляет план.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

III. Развитие умений.

3  4   6  1  3

Работа в учебнике.

1. Упр. 340 – развивается умение разбирать прилагательные по составу, правильно писать слова с изученными орфограммами, объяснять удвоенные написания букв.

Алгоритм выполнения:

а) Чтение прилагательного. Объяснение правописания пропущенных букв.

б) Определение числа и рода прилагательного по окончанию.

в) Устный подбор подходящего существительного.

г) Запись прилагательного и разбор его по составу.

(Коричневат ый.)

2. Упр. 341 – развивается умение находить антонимы в тексте, анализировать их структуру (разбирать по составу с опорой на образование).

Ученики выписывают однокоренные слова, находят среди них антонимы, разбирают по составу. Взаимопроверка.

 

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

 

3. Упр. 342 – развивается умение разграничивать синонимы и антонимы, объяснять их смысл, опираясь на структуру слов.

– Назовите сложное слово. Как оно образовано?

4. Задание № 7, тема 9 в рабочей тетради.

– Что объединяет все слова в задании № 7? (Они однокоренные.)

– Почему слово честь лишнее? (Существительное.)

– Назовите антонимы.

 П.  Данный материал не является обязательным. Используется по усмотрению учителя.

1. Наблюдение над сложными прилагательными.

– Прочитайте сочетания слов. (Они записаны на доске.)

Белые ромашки, ярко-жёлтые лимоны, тёплый вечер, светло-голубой колокольчик.

– Есть ли среди прилагательных сложные слова?

– Чем они отличаются от уже знакомых нам сложных слов?

– Что общего в значении этой группы сложных прилагательных?

– Послушайте сказку про цветные прилагательные.

Живёт среди прилагательных маленький озорник. Это не звук, не буква и к знакам препинания себя не относит. Он такой один – дефис. Очень похож на тире, только короче. Как увидит сложное цветное прилагательное, так обязательно в него забирается.

(По О.Л. Соболевой)

2. Запись на доске под диктовку.

Тёмно-синее море выбросило на горячий ярко-жёлтый песок красивую бледно-розовую раковину.

– Подчеркните волнистой линией все прилагательные. Назовите сложные прилагательные. Как вы их написали? Что нужно запомнить?

Примечание. Материал о правописании сложных прилагательных, обозначающих оттенки цветов, даётся с целью пропедевтики и не является обязательным для заучивания и последующей отработки.

 

 

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

 

IV. Итог урока.

 

4  4

– Проверьте, как вы усвоили разбор слова по составу.

– Выполните задание № 8, тема 9 в рабочей тетради.

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

 

 

 

 

 

V. Домашнее задание.

Упр. 3, 7, с. 101–102. «Это ты знаешь и умеешь».

 

 

Деятельность учеников:

-       Выделять в предложении словосочетания прил. + сущ., ставить вопрос от имени существительного к имени прилагательному.

-       Называть признаки имени прилагательного (морфологический разбор).

[ Скачать с сервера (80.0 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.