Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа

Русский язык
2 класс

Урок 4. Тема: Как устроен наш язык?

Цель:

 

развитие умения анализировать слово с разных сторон (звуков, букв, значения, структуры, употребления в речи).

 

 

Символы:

Н – необходимый уровень;

П – программный уровень;

М – максимальный уровень.

                   

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний. Повторение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II.

Формулирование проблемы, планирование деятельности.

 

 

 

 

 

 

  

– Откройте тетрадь.

– Поставьте точку на верхней строке.

– Что мы запишем здесь? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

 

1. Разминка «Угадай слово»  3   4   2 (с элементами проверки домашнего задания) – совершенствуется умение узнавать слова по их толкованиям.

1) Они обычно для шитья;

И у ежа их видел я;

Бывают на сосне, на ёлке,

А называются – … (иголки).

– Запишите это слово в тетрадях.

2) В тетради я бываю

Косая и прямая;

В другом своём значении

Я – планка для черчения,

И, наконец, порою

В шеренгу вас построю... (Линейка.)

– Запишите это слово в тетрадях.

3) – Горящие светящиеся газы высокой температуры, пламя;

        – свет от светящихся приборов;

        – стрельба (огонь).

– Запишите слово огонь в тетрадях.

2. Вопросы и задания к разминке.

 – Поставьте ударение в словах.

– Что общего у всех этих слов вы заметили? (Ударный  2-й слог.)

– Сколько безударных слогов в каждом слове?

– В каком слове букв больше, чем звуков? Почему?

Учитель читает по очереди отрывки и задаёт вопросы:

– Сколько значений у слова иголка? (3.) Назовите сочетания слов, из которых будет понятно, что у слова иголка три разных значения.

(Иголка для шитья, иголка у ежа, иголка сосны.)

 

– Сколько значений у слова линейка? (3.) Назовите сочетания слов, из которых будут понятны эти значения. (Линейка в тетради, линейка для черчения, линейка в строю.)

3.  – А теперь задайте сами вопрос к слову огонь. (Сколько значений у слова огонь?) Придумайте сочетания слов, чтобы было понятно каждое значение. (Огонь костра, огни города, фонарей; открыть огонь – учитель может помочь с составлением сочетаний.)

– Вспомните и назовите слова из домашнего упражнения, которые имеют несколько значений. Приведите примеры сочетаний, чтобы можно было понять эти значения.

– Прочитайте предложения со словом язычок, а класс определит, что обозначает это слово в каждом из приведённых примеров.

 

– Что мы сейчас делали?

– Чему учились?

– Как назывался этот этап урока?

 

 

Формулирование темы урока.    3    3

– С каких сторон мы рассмотрели слова в нашей разминке? (Ударения, звуки, значения.) А с каких ещё сторон можно изучать слова?

– Запишите тему урока. («Как устроен наш язык?»)

– Назовите тему урока.

– Тема сегодняшнего урока нам знакома или нет?

– Как вы думаете, что мы должны будем повторить на уроке?

– Составим план урока.

 

 

План (примерный).

1. Значение слова.

2. Количество слогов, звуков и букв в слове.

3. Части слова.

4. Употребление в предложении.

5. Написание.

 

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

– Какой кружок обозначает эти действия?

 

Познавательные УУД:

1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) представлять информацию в виде схемы;

3) выявлять сущность, особенности объектов;

4) на основе анализа объектов делать выводы;

5) обобщать и классифицировать по признакам;

6) ориентироваться на развороте учебника;

7) находить ответы на вопросы в иллюстрации.

 

 

Регулятивные УУД:

1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД:

1) развиваем умение слушать и понимать других;

2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) оформлять свои мысли в устной форме;

4) умение работать в паре.

 

 

 

Личностные результаты:

1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

ΙΙI. Развитие умений – применение знания.

 

1. Работа по учебнику.   2   3   4   3

Упр. 7 – систематизируются знания о буквенном и звуковом составе слова язык и его написании.

После выполнения упражнения учащиеся должны самостоятельно сделать вывод: с каких сторон можно изучать слово язык в целом?

(Со стороны состава букв, звуков, слогов, написания и значения.)

2. Чтение текста в рамке на с. 14. Сравнение наблюдений и выводов детей с текстом в рамке.

Вопросы и задания.

– Что нового вы для себя отметили? Что кажется трудным, непонятным?

– Из чего состоит слово? А предложение, текст?

– Посмотрите на схемы в серой рамке.

– Как выделяются части слова?

– Чем отличается схема слова от схемы предложения?

– Какую схему вы предложили бы для текста?

 

– Попробуем составить схему устройства языка.

Дети пытаются осмыслить информацию и на основе вопросов учителя перевести её из табличной формы в схему.

– Что мы поместим в центр схемы? (Слово.)

– Из чего состоят слова? (Из звуков и букв.) Где их можно расположить? (Допустим, справа.)

– Что можно выделить в слове? (Части – приставку, корень, суффикс.) Где расположим их? (Например слева.)

– Что можно составить из слов? (Предложение.) Где найдём ему место? (Расположим ниже под словом.)

– А с чем связан текст? (С предложением.) Покажем его связь с предложением стрелкой и расположим ещё ниже.

– О чём ещё говорили на предыдущих уроках? (О значениях слов.)

– Где для них найдём место? (Расположим вверху, ведь без значений не может быть слов.)

В итоге дети с помощью учителя могут составить такую схему:

                                           значение

                                               ↑

приставка                                                               

корень                                слово                               звуки                                      

суффикс                                 ↓                                 буквы

                                                            

                                       предложение

 

 


                                              текст

 

 

3. Дополнительный материал к уроку.

Информацию можно представить на слайде презентации или предложить как раздаточный материал.

 

– Слово можно рассмотреть с таких сторон:

   а) значение;

   б) количество слогов, состав звуков и букв;

   в) части слова, однокоренные слова;

   г) употребление в предложении;

   д) написание.

 

– Рассмотрим по такой схеме слово месяц.

а) У слова месяц два значения:

1) единица исчисления времени, 30 суток (или 28, 29, 31);

2) луна или её часть.

б) В слове 2 слога: ме|сяц, 5 букв, 5 звуков (записывать транскрипцию этого слова нежелательно, так как здесь в заударной позиции ещё сложно для детей выбрать обозначение безударного гласного).

в) Однокоренные слова: месячник, ежемесячный.

г) Предложение можно продиктовать или составить устно: Взойдёт красно солнышко – прощай, светел месяц. За январём следует месяц февраль.

В первом предложении слово употреблено в значении «луна», во втором предложении – «единица времени»;

д) Есть опасное место – буква гласного е, так как без ударения.

 

 

 

– Что мы сейчас делали?   4   4

– Какие знания повторили?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ΙV. Итог урока.

 

1. – Ответьте на вопрос урока, как устроен наш язык, опираясь на составленную схему.

2. Выполнение заданий в тестовой форме в «Рабочей тетради», 2-й кл., тема 1, №1, 2, 4.  4   4

 

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Что постараетесь сделать лучше на следующем уроке?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

 

 

 

 

 

 

 

ТООУ

 

V. Домашнее задание.

 

1. Рассмотреть слово капуста с разных сторон по схеме, как слово месяц (если не успели на уроке, схему можно раздать).

2. Н. Выполнить задания в «Рабочей тетради», 2-й кл., тема 1, №1, 2, 4 (если не успели при подведении итогов или не планировали на уроке).

П. Выполнить задание в «Рабочей тетради», 2-й кл., тема 1, №9.

 

 

 

Деятельность учеников:

– умение анализировать информацию и преобразовывать её из одной формы в другую;

– характеризовать слово с четырёх позиций (лексическое значение; состав слова и однокоренные слова; звуковой и буквенный состав; грамматические признаки – на какой вопрос отвечает) и составлять предложение с данным словом.

[ Скачать с сервера (79.5 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.