Русский язык |
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) | |||
Ι. Актуализация знаний. Повторение.
II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.
| – Откройте тетрадь. – Поставьте точку на верхней строке. – Что мы запишем здесь? (Дату.) Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа».
1. Разминка «Угадай слово» 3 4 2 (с элементами проверки домашнего задания) – совершенствуется умение узнавать слова по их толкованиям. 1) Они обычно для шитья; И у ежа их видел я; Бывают на сосне, на ёлке, А называются – … (иголки). – Запишите это слово в тетрадях. 2) В тетради я бываю Косая и прямая; В другом своём значении Я – планка для черчения, И, наконец, порою В шеренгу вас построю... (Линейка.) – Запишите это слово в тетрадях. 3) – Горящие светящиеся газы высокой температуры, пламя; – свет от светящихся приборов; – стрельба (огонь). – Запишите слово огонь в тетрадях. 2. Вопросы и задания к разминке. – Поставьте ударение в словах. – Что общего у всех этих слов вы заметили? (Ударный 2-й слог.) – Сколько безударных слогов в каждом слове? – В каком слове букв больше, чем звуков? Почему? Учитель читает по очереди отрывки и задаёт вопросы: – Сколько значений у слова иголка? (3.) Назовите сочетания слов, из которых будет понятно, что у слова иголка три разных значения. (Иголка для шитья, иголка у ежа, иголка сосны.)
– Сколько значений у слова линейка? (3.) Назовите сочетания слов, из которых будут понятны эти значения. (Линейка в тетради, линейка для черчения, линейка в строю.) 3. – А теперь задайте сами вопрос к слову огонь. (Сколько значений у слова огонь?) Придумайте сочетания слов, чтобы было понятно каждое значение. (Огонь костра, огни города, фонарей; открыть огонь – учитель может помочь с составлением сочетаний.) – Вспомните и назовите слова из домашнего упражнения, которые имеют несколько значений. Приведите примеры сочетаний, чтобы можно было понять эти значения. – Прочитайте предложения со словом язычок, а класс определит, что обозначает это слово в каждом из приведённых примеров.
– Что мы сейчас делали? – Чему учились?
Формулирование темы урока. 3 3 – С каких сторон мы рассмотрели слова в нашей разминке? (Ударения, звуки, значения.) А с каких ещё сторон можно изучать слова? – Запишите тему урока. («Как устроен наш язык?») – Назовите тему урока. – Тема сегодняшнего урока нам знакома или нет? – Как вы думаете, что мы должны будем повторить на уроке? – Составим план урока.
План (примерный). 1. Значение слова. 2. Количество слогов, звуков и букв в слове. 3. Части слова. 4. Употребление в предложении. 5. Написание.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
| Познавательные УУД: 1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 2) представлять информацию в виде схемы; 3) выявлять сущность, особенности объектов; 4) на основе анализа объектов делать выводы; 5) обобщать и классифицировать по признакам; 6) ориентироваться на развороте учебника; 7) находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД: 1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД: 1) развиваем умение слушать и понимать других; 2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) оформлять свои мысли в устной форме; 4) умение работать в паре.
Личностные результаты: 1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; 2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; 3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. | |||
ΙΙI. Развитие умений – применение знания. |
1. Работа по учебнику. 2 3 4 3 Упр. 7 – систематизируются знания о буквенном и звуковом составе слова язык и его написании. После выполнения упражнения учащиеся должны самостоятельно сделать вывод: с каких сторон можно изучать слово язык в целом? (Со стороны состава букв, звуков, слогов, написания и значения.) 2. Чтение текста в рамке на с. 14. Сравнение наблюдений и выводов детей с текстом в рамке. Вопросы и задания. – Что нового вы для себя отметили? Что кажется трудным, непонятным? – Из чего состоит слово? А предложение, текст? – Посмотрите на схемы в серой рамке. – Как выделяются части слова? – Чем отличается схема слова от схемы предложения? – Какую схему вы предложили бы для текста?
– Попробуем составить схему устройства языка. Дети пытаются осмыслить информацию и на основе вопросов учителя перевести её из табличной формы в схему. – Что мы поместим в центр схемы? (Слово.) – Из чего состоят слова? (Из звуков и букв.) Где их можно расположить? (Допустим, справа.) – Что можно выделить в слове? (Части – приставку, корень, суффикс.) Где расположим их? (Например слева.) – Что можно составить из слов? (Предложение.) Где найдём ему место? (Расположим ниже под словом.) – А с чем связан текст? (С предложением.) Покажем его связь с предложением стрелкой и расположим ещё ниже. – О чём ещё говорили на предыдущих уроках? (О значениях слов.) – Где для них найдём место? (Расположим вверху, ведь без значений не может быть слов.) В итоге дети с помощью учителя могут составить такую схему: значение ↑ приставка
суффикс ↓ буквы предложение
текст
3. Дополнительный материал к уроку. Информацию можно представить на слайде презентации или предложить как раздаточный материал.
– Слово можно рассмотреть с таких сторон: а) значение; б) количество слогов, состав звуков и букв; в) части слова, однокоренные слова; г) употребление в предложении; д) написание.
– Рассмотрим по такой схеме слово месяц. а) У слова месяц два значения: 1) единица исчисления времени, 30 суток (или 28, 29, 31); 2) луна или её часть. б) В слове 2 слога: ме|сяц, 5 букв, 5 звуков (записывать транскрипцию этого слова нежелательно, так как здесь в заударной позиции ещё сложно для детей выбрать обозначение безударного гласного). в) Однокоренные слова: месячник, ежемесячный. г) Предложение можно продиктовать или составить устно: Взойдёт красно солнышко – прощай, светел месяц. За январём следует месяц февраль. В первом предложении слово употреблено в значении «луна», во втором предложении – «единица времени»; д) Есть опасное место – буква гласного е, так как без ударения.
– Что мы сейчас делали? 4 4 – Какие знания повторили?
| | |||
ΙV. Итог урока. |
1. – Ответьте на вопрос урока, как устроен наш язык, опираясь на составленную схему. 2. Выполнение заданий в тестовой форме в «Рабочей тетради», 2-й кл., тема 1, №1, 2, 4. 4 4
– Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Что постараетесь сделать лучше на следующем уроке? – Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что?
|
ТООУ | |||
V. Домашнее задание. |
1. Рассмотреть слово капуста с разных сторон по схеме, как слово месяц (если не успели на уроке, схему можно раздать). 2. Н. Выполнить задания в «Рабочей тетради», 2-й кл., тема 1, №1, 2, 4 (если не успели при подведении итогов или не планировали на уроке). П. Выполнить задание в «Рабочей тетради», 2-й кл., тема 1, №9.
|
|
Деятельность учеников:
– умение анализировать информацию и преобразовывать её из одной формы в другую;
– характеризовать слово с четырёх позиций (лексическое значение; состав слова и однокоренные слова; звуковой и буквенный состав; грамматические признаки – на какой вопрос отвечает) и составлять предложение с данным словом.
Всего комментариев: 0 | |
| |